Мечыслаў Навагродскі: Украина и украинцы, какое отношение в Европе с личной точки зрения?

Сколько раз планировал, столько раз пришлось изменить планы в связи с поездкой в Украину. Сейчас я тоже не был в Украине и не собираюсь поехать туда в ближайшие дни, но вот хочу сказать всё, что думаю об этой стране и ее жителях. Если кто-то соскучился по моим длинным постам в блоге, не радуйтесь, писать не собираюсь перестать, а еще больше собой охватываю просторы Всемирной Паутины, а кто искренне по мне соскучился, сообщаю, что 22 октября 2013 г. в 18:00 по времени в Беларуси и Украине собираюсь показаться онлайн, встретится через Интернет в прямом эфире на YouTube. Не знаю еще, как это можно будет увидеть, вероятнее всего об этом узнаете завтра в социальных сетях или по приведенным ниже ссылкам. В общем, присоединяйтесь, как кто может, а кто не сможет, то обещаю позже в блоге разместить ссылку, чтобы смогли увидеть, что и как происходило и услышать меня, говорить буду на белорусском языке, если тема заинтересует читателей, то продолжение будет и в блоге, языком которого был когда-то выбран русский. Разговор не обойдется без сравнивания страны, в которой живу и стран, в которых часто бываю.
Один из моих виртуальных друзей, с которым развиртуалиться пока не получилось, которого зовут Владимир Ханас, пригласил меня принять участие в открытой дискуссии “Как воспринимают Украину и украинцев в Европе?“. Почему пригласил именно меня? Не знаю, об этом лучше спросите его. Почему я согласился? Мне же не трудно, а очень даже интересно. Украина – соседняя страна, с которой есть общая история и наши страны часто развиваются по одному образу и подобию, перенимая и копируя опыт, порой не самый лучший. Мы находимся в Европе, в которой где-то одинаково, а где-то совершенно по разному относятся к нашим странам. Об Украине говорю часто, там у меня живет много друзей, как реальных, так и виртуальных, есть те, с кем связано мое детство в Беларуси, есть те, с которыми встретился на дороге нашей жизни и с удовольствием общаюсь с  родственными душами, нахожу чему поучиться и чему других можно научить, поэтому с большим удовольствием вспоминаю о них, но расскажу не конкретно о ком-то, а в общих чертах о всех.
Колосящиеся желтые хлеба на фоне синего неба напоминают флаг Украины
Колосящиеся желтые хлеба на фоне синего неба напоминают флаг Украины
По Европе я начал путешествовать еще во времена, когда мы жили в одной стране – СССР. Моя первая поездка за рубеж была в Голландию в 1991 году (ГКЧП я пережил за пределами своей страны), потом были многократные поездки в Польшу и другие страны Европы. В те времена никто особо украинцев и белорусов не отличал, всех нас очень долгое время называли русскими. На мой взгляд, первой страной, которая стала отличать украинцев и белорусов – была Польша, но многие поляки добавляли тогда, что это бывшие территории Польши и должны  ей вернуться. Польша уже прошла путь социалистического прошлого, с военным положением и движением “Солидарности”, поэтому сочувствовала соседям и поддерживала их стремление к демократии западного образца, который выбрала сама. Даже во времена всеобщего строительства самого гуманного социалистического общества из Польши было проще поехать в другие страны, видеть не только  страны Варшавского договора, но и “гниющий” капитализм Запада.
Ни одна страна не поддержала Украину так, как поддерживала Польша во время оранжевой революции – в ресторанах, гостиницах все было в оранжевых тонах, кругом оранжевые цветы, ленточки, поляки носили оранжевую одежду или какие-нибудь аксессуары оранжевого цвета. Украина праздновала победу оппозиции и вместе с ней радовались все, кто верил в демократию. Потом Украина в демократии разочаровалась, а тем временем в Беларуси установилась сильная власть, сосредоточенная в одних руках, показывающая некоторые экономические преимущества, выглядевшие лучше на фоне проблем Украины. В настоящее время в Беларуси все ощутимее экономический кризис и не понятно, что будет дальше при всем внешнем лоске, создаваемом 20 лет. Сейчас, как ни одна другая страна, не поддерживает так белорусскую оппозицию, как Польша. Украина изменила курс в обратную сторону, поскольку даже в самой Польше демократия деформировалась.
Мы живем на одной Земле, но всегда оглядываемся на соседа. Замечаем, как живет сосед в доме рядом и сосед в соседней стране. А уж как мы оглядываемся на соседа, от которого немного зависим. Не буду говорить о соседях в домах, а вот о соседях наших стран выскажу свое мнение. Украина и Беларусь оглядываются вместе на соседнюю Россию, которая имеет имперские амбиции времен СССР. Как в 90-ые годы говорили поляки, что Беларусь и Украина – это Польша, так многие россияне говорят, что мы Россия, вспоминая о том, как было хорошо, когда были вместе. Глупо отрицать, что были положительные моменты в той стране, но это уже в прошлом. Историю надо знать, а не пытаться вернуть обратно. Когда смотрю, что происходит в самой России, то мне не хочется иметь тоже самое в своей стране. Я люблю Россию и россиян и мы можем мирно жить и существовать не мешая друг друг другу. Мы можем быть равными, а не старшими и младшими и жить по принципу подчинения возрастов. Бизнес управляет политикой, при этом представители бизнеса не заботятся даже о своих гражданах, не говоря о том, что в лице граждан других стран видят дешевую рабочую силу или предмет сбыта своей продукции, о качестве которой можно не заботиться.
Не могу понять почему от имени высших лиц государства звучат речи о том, с кем должны дружить соседние страны, с кем убирать границы, а с кем возводить? Это о желании Украины интегрировать с Европой, против чего настроена Россия. Самое интересное, что официальная пропаганда Российской Федерации настолько настроена, что ей бесспорно верят рядовые граждане, которым в общей сложности, нет никакой разницы, с кем будет экономическое сотрудничество более выгодным для соседей. Изменения могут коснуться некоторых монополистов, забывших, что  существует конкуренция, предоставляющая выбор и если уж уважаешь себя, то докажи свои преимущества качеством, а не запретом, например, на ввоз продукции. Политики должны заботится о своем рынке и стремиться развивать технологии, а не вводить санкции. В этой связи есть очень неприятное отношение между россиянами и украинцами, особенно, когда люди с высоким интеллектом, отзываются в оскорбительном тоне называя друг друга “москалями” и “хохлами”, что не украшает ни одних, ни других.
У каждого человека есть естественное желание жить лучше, иметь побольше предметов роскоши, поменьше работать, питаться вкуснее, побольше отдыхать с комфортом. Если послушать любого среднестатистического жителя какой-либо страны, то он будет жаловаться на то, что ему плохо, а из этих слов умный идеолог, политолог или другой образованный специалист, способен подчеркнуть выгодные ему преимущества, что успешно делается в белорусских СМИ, некоторые эти преимущества видят, даже не подозревая о собственных заблуждениях. За людей привыкли решать от их имени. Властям выгодно, чтобы меньше людей разбирались в экономике, в психологии, в политтехнологиях. Украинцы могут в некоторые страны ездить без виз, а шенгенская виза для них дешевле, чем для белорусов. Если далеко не каждый украинец может поехать в Европу и посмотреть, как там живут люди, то послушайте своих земляков, которые туда ездят, живут там. Анализируйте почему они говорят так.
Самое дорогое богатство Украины – это ее народ, это украинцы. Украина многонациональная страна. Но украинцы всегда отличались от других народов советских братских республик тем, что никогда не стеснялись разговаривать на своем родном языке. Если после распада СССР говорили, что самые националисты живут в Прибалтике, то об украинцах приходилось слышать, как о самых ярых националистах среди славян. В СССР воспитывали в духе патриотизма, но патриотизм подразумевает под собой здоровый национализм. Тогда прививали любовь к Родине, историю которой отсчитывали с октября 1917 г., стирая из памяти все, что было до этого периода. Национализм может порождать крайние негативные формы, как нацизм, шовинизм и другие, о которых нужно говорить отдельно, разбирая подробно данные понятия. Не хочется рассуждать о том, что приезжая в Англию, Францию, Германию нужно знать язык этой страны, а проживая многие годы в Украине, Беларуси, Литве, можно возмущаться и не учить национальный язык большинства жителей страны. Приходилось слышать о ксенофобии в Украине, было бы гораздо неприятнее ее испытать на себе, но это отдельная тема, которую могли бы поддержать те, кто ближе знаком с этой проблемой.
Не знаю насколько мое мнение об Украине и украинцах в Европе сходится с общим мнением, но хочется еще высказать собственное обобщенное мнение белорусов, ведь Беларусь тоже в Европе, о чем забывают, поскольку мы не входим даже в Совет Европы. Не знаю почему некоторые хотят к возврату в СССР, при том не в самых лучших формах того, при этом  ощутив на себе в Беларуси все, что осталось от той эпохи. Лично я не хочу. Противники европейской интеграции говорят о проблемах в Европе, где заменены духовные ценности какими-то ложными, то чего же бояться свои истинные ценности привнести в Европу? Если ваши моральные и нравственные устои настолько истинны и правильны, то чего вы так боитесь, что потеряете их? В Европе не без проблем, они несколько другого рода и там несколько другой подход к их решению, хотя тоже не обходится без крайностей. Каждый человек принадлежит к каким-нибудь меньшинствам и степень развития общества зависит об отношении к таковым. Еще наглядным примером развития общества служит отношение к животным. Если человек способен защитить братьев наших меньших, то он сможет защитить и себя.
Мнение о стране и ее жителях больше всего складывается от встреч с украинцами и поездок в Украину. Белорусы чаще всего ездят отдыхать к Черному морю на украинском побережье, возвращаясь домой сравнивают цены, сервис, обслуживание и совершенно нет единого мнения.  Если человек поехал куда-то и потом говорит, что там не понравилось, что там плохо, то надо понять почему. Надо учитывать уровень самого отдыхающего, что он хотел, на что рассчитывал и что получил. Погода не зависит от страны и ее жителей, поэтому если она выдалась дождливая, а в деревенском домике на берегу моря делать было нечего и магазинов вблизи даже не было, то мог ли этот путешественник поехать в приморский город и снять номер в санатории или гостинице и какого уровня эти заведения? Все познается в сравнении. Примеры сравнений показал выше и еще приведу.
Об уровне жизни в Украине часто рассказывают трудовые мигранты, которые приезжают даже в Беларусь. Чаще всего это рабочие строительных специальностей. Если они хотят много заработать дома, при этом мало работать, то насколько они хорошие специалисты, чтобы за их услуги платили хорошо? Можно ли плохо говорить о всех строителях из Украины, если украинские трудовые мигранты не оправдали надежд белорусов? Среди трудовых мигрантов из разных стран бытует мнение, что украинцы живут плохо, поскольку соглашаются выполнять самые низкооплачиваемые работы. Даже фрилансеры в Интернет говорят, что украинские копирайтеры сбивают цены. А чем вызваны такие разговоры? Вероятнее всего большим наплывом предложения услуг, а в пропорциональном отношении среди жителей разных стран, украинцы оказываются в большинстве. Вот и получается, что создаются стереотипы, не имеющие ничего общего с объективностью. О Европе рассуждают люди, которые там никогда не были, а автор блога пишет об Украине, ни разу в ней не побывав, но с любовью и уважением относящимся к ее жителям.
Über Nataliya Zubar 2363 Artikel
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair