Резолюция Форума общественного движения «Конгресс Востока Украины»

(переселенцев из Луганской и Донецкой областей)
09 ноября 2014 года г. Киев

Форум жителей Луганской и Донецкой областей, оказавшихся из-за военных действий в Донецком регионе в положении вынужденных переселенцев,
– исходя из того, что на основании Конституции Украины и действующего законодательства мы, как граждане Украины, вправе пользоваться всей полнотой прав в сфере политики, труда, права, культуры, социально-экономических отношений и местного самоуправления,
– принимая во внимание, что наши села, посёлки и города оказались оккупированными российскими наёмниками, а также подразделениями регулярных вооружённых сил России в союзе с бандами террористов, а выехавшие оттуда граждане фактически утратили свою долю коммунальной собственности, а с ней и статус членов территориальных громад,
– учитывая, что сотни тысяч наших земляков – вынужденных переселенцев, лишились работы, движимого и недвижимого имущества, привычного образа жизни, а многие потеряли родных и близких, и в настоящее время они испытывают тяготы социальной дезинтеграции, бытового неустройства, различных форм дискриминации, отчуждения, болезней и душевных травм,
– желая объединить вынужденных переселенцев в общественное движение в форме «сетевой громады» для защиты их прав и законных интересов, –
заявляет о следующем:

1. Мы не признаём легитимными прошедшие 2 ноября 2014 года так называемые выборы в органы власти на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей. Как и «референдум» 11 мая 2014 года, эти «выборы» проведены с нарушением украинского законодательства. Прямое следствие этих «выборов» – эскалация нарушений наших гражданских прав и законных интересов, угроза нашему имуществу, нашим семьям.

2. Обращаем внимание Президента Украины, Кабинета министров Украины, Верховной Рады Украины, органов региональных властей, что:
– внутренне перемещенные из восточной Украины лица в настоящее время фактически утратили статус членов территориальных громад там, где они жили раньше, и не получили этот статус в юридическом смысле по месту фактического поселения. Этот факт красноречиво подтверждается тем, что до сих пор нет специального закона об обеспечении их прав и свобод, а на прошедших 26 октября выборах их неправомерно лишили права выбора на мажоритарных округах;
– имеет место фактическая десоциализация сотен тысяч переселенцев, они расселены по различным санаторным домам либо ютятся у знакомых. Их фактический социальный статус – реципиенты, получающие минимум благотворительной жизненно необходимой помощи и социальной поддержки;
– трудоспособные переселенцы сталкиваются с проблемой трудоустройства на новом месте. В кризисной ситуации многие соглашаются на работу без надлежащего оформления – лишь бы прокормить детей; при этом они лишены всяких законодательных гарантий и подвергаются жестокой эксплуатации. Не менее остро стоит проблема оплаты труда за время работы на оккупированной территории. Те из них, кто был вынуждены оставить свои рабочие места в бюджетных учреждениях, не получили расчет за несколько месяцев. А сейчас они не могут получить невыплаченную им зарплату; их трудовой стаж разрывается, а в центрах занятости им на неопределенное время начисляют минимальное пособие по безработице без учета фактической зарплаты.
– до настоящего времени органы государственного управления не предложили действенных программ адаптации внутренне перемещенных лиц с востока Украины в другие регионы страны, а уже принятые законодательные акты имеют ситуативно-«аварийный» характер и не решают системно проблему восстановления нарушенных гражданских прав переселенцев;

3. Мы призываем Президента Украины подписать проголосованный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», а правительство урегулировать вопросы задолженности перед работниками бюджетных организаций, выехавшими из зоны АТО, – их трудовые права необходимо восстановить в специальном нормативном порядке.

4. Мы также считаем порочной и принципиально недопустимой политику отказа государства от своих социальных обязательств в отношении тех граждан, наших близких и знакомых, которые сейчас по разным причинам остались на оккупированной территории и не могут выехать. Они сейчас находятся в ситуации гуманитарной катастрофы.

Мы не отрицаем личной ответственности тех, кто способствовал разжиганию сепаратистских настроений в регионе. Но все же надо исходить из того, что, во-первых, далеко не все из тех, кто там остался, имеют личные «заслуги» в смысле поддержки сепаратистов. Кто-то не может оставить больных родителей, кто-то не может бросить дом и животных в хозяйстве, кто-то вообще одинокий беспомощный инвалид. Во-вторых, есть глубинная, объективная причина сепаратизма в восточном регионе страны. Она заключается не в людях и в их якобы ментально-«совковой» порочности, а в том, что этот индустриальный регион более других был подвержен деградации промышленных и коммунальных предприятий и структурной безработице. Многие годы этот регион был под «железной пятой» олигархической мафии, приватизировавшей все государственные институты и превратившей государственную границу с Россией в рай контрабандистов. Однако свою вину государство не признает и, похоже, выбрало стратегию «перевоспитания оккупацией». На это указывает, в частности, и Постановление Кабмина от 07 ноября 2014 года №595, которым прекращены социальные выплаты на неконтролируемых украинской властью территориях. Но подобные ограничения возможны лишь в случае установленного решением ВР Украины специального режима не этой территории – военного положения.

Мы понимаем, что без восстановления национального суверенитета на этой территории и, по-видимому, без прямого участия в этом процессе международных институтов безопасности и развития, проблема не имеет удовлетворительного решения. Но демократическое, социальное, правовое государство не может позволить себе в отношении этих жертв войны, граждан страны, проводить политику социал-дарвинистской сепарации, обрекая беспомощных людей на голодную смерть. Такая политика антигуманна и только потворствует агрессии соседнего государства, которое маскирует эту агрессию «гуманитарными» операциями, и замораживает конфликт на длительный период.

В этом контексте мы призываем Президента Украины использовать свои полномочия и отменить указанное Постановление Кабинета министров, а также проводить более ответственную внешнюю политику, используя все инструменты международного права и институты ООН для скорейшего восстановления суверенитета и территориальной целостности страны. Для начала войну надо назвать войной.

Мы заявляем об объединении временно перемещенных лиц (переселенцев), размещенных в различных регионах страны, в общественное движение «Конгресс Востока Украины» в форме «сетевой громады» – для решения следующих задач:

1. Необходимо срочно восстановить конституционную правосубъектность переселенцев в сфере местного самоуправления по месту их временного проживания путем создания в этих местах органов самоорганизации под юрисдикцией местных органов власти. Это позволит переселенцам интегрироваться в местные громады, имея равные с местным населением права, обязанности и возможности.

2. Необходимо законом утвердить специальную программу социальной адаптации переселенцев, в которой предусмотреть для них упрощенные процедуры регистрации малых предприятий частного бизнеса, их льготное кредитование. Эта программа должна корреспондировать с экономической политикой импортозамещения, антикоррупционной и антимонопольной политикой – для раскрепощения частной инициативы производительной части переселенцев.

3. Обеспечить систематическое участие представителей Конгресса в совещательных институтах при центральных и региональных органах власти, в компетенцию которых входит разработка и реализация программ социализации, занятости, социального обеспечения переселенцев. На уровне правительства необходим эффективно действующий орган власти по делам переселенцев с соответствующими департаментами в профильных министерствах и ведомствах.

4. Подготовить законодательные инициативы с целью системного решения проблем переселенцев.

5. Обеспечить постоянный мониторинг нарушений/соблюдения прав и законных интересов переселенцев по месту их проживания.

6. Постоянно взаимодействовать с международными институтами безопасности и развития для мирного разрешения кризиса и содействия привлечению инвестиций в Украину.

https://www.facebook.com/nikolay.kozyrev1/posts/786259794767968

Über Nataliya Zubar 2362 Artikel
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair