Возвращение. Чем сегодня живут освобожденные от террористов Дружковка и Константиновка

Донбасские города Дружковка и Константиновка внешне мало отличаются от других мирных городов Украины, хотя до зоны боевых действий отсюда всего пара десятков километров. Желто-голубой символикой пестрят улицы и дороги, работают супермаркеты, рестораны, отели, дети идут в школу. Мало что напоминает о двухмесячном пребывании здесь террористов — с 27 апреля по 5 июля 2014 года. Боев в городах не было, и разрушений практически нет. Хотя заметно настороженное отношение местных к незнакомцам. На улице Дружковки пожилая женщина остановилась, чтобы спросить, зачем я фотографирую. На пояснение: «Хочу узнать, как вы здесь живете», отреагировала эмоционально: «Мы живем хорошо. Очень хорошо! Нам не надо такого, как сейчас в Донецке!»

10foto2_0
63-ЛЕТНИЙ НИКОЛАЙ СЕРОВ ВСПОМИНАЛ: ОТ ГОЛОДА УМЕРЛИ ЕГО БАБУШКА И ДЕДУШКА, КОТОРЫХ ПЕРЕД ЭТИМ РАСКУЛАЧИЛИ, И МАМА ОСТАЛАСЬ ЕДИНСТВЕННОЙ ВЫЖИВШЕЙ ИЗ СЕМЕРЫХ ДЕТЕЙ

«Я БЫЛ В РАССТРЕЛЬНОМ СПИСКЕ ВТОРЫМ…»

По городам-стотысячникам, побывавшим под оккупацией террористов «ДНР», мы проехали вместе с главой ИА «Майдан Мониторинг» Наталкой Зубар и польским политиком, одним из лидеров движения «Солидарность» Збигневом Буяком 21 и 22 ноября. К годовщине Евромайдана, объявленной Президентом Днем Достоинства и Свободы, в Дружковке собрался местный Автомайдан из 32 машин. Перед этим в редакции газеты «Наша Дружковка» местные активисты вспоминали о днях террора, когда людей отправляли в подвалы за малейшее несогласие с так называемой «ДНР», за поддержку Украины, избивали, пытали и расстреливали. «На нас были заготовлены расстрельные списки, позже нам их показали в СБУ. Должны были расстрелять более семидесяти человек, я был в списке вторым», — говорит местный активист и бизнесмен, глава Товарищества Олексы Тихого Евгений Шаповалов.

Один из местных жителей, 63-летний Анатолий, после месяца правления пророссийских бандитов вышел 23 мая с флагом Украины к памятнику Ленина. «Не было сил терпеть этот антиукраинский шабаш, я решил — пусть лучше расстреляют», — рассказывает он. Мужчина не простоял с флагом и двадцати минут — вооруженные люди в балаклавах разорвали флаг, скрутили патриота и отправили в Краматорское СБУ, где зверски избивали.

55-летний Станислав Марко оказался в местном подвале по доносу соседей, говорит, страшнее смерти было слышать, как за стенкой пытали людей и увидеть в камере окровавленное выпускное платье. «Кто-то не дождался выпускницу», — ужасается Станислав.

Сегодня украинские патриоты поддерживают армию и готовы стоять до конца. «У меня заготовлена канистра бензина, если террористы вернутся, то я сожгу дом, ничего им не оставлю», — говорит константиновский волонтер Сергей, который возит помощь войскам АТО, среди которых служит и его брат. Говорит, что до войны даже не задумывался о том, что он украинец. Теперь Сергей — гражданский активист, один из организаторов Автомайдана.

ВОЙНА ОБЪЕДИНИЛА ПАТРИОТОВ

Три десятка машин, украшенных украинскими флагами и лентами, едут по Дружковке 21 ноября, в годовщину Майдана. Колонну приветствуют на улицах жители городка. После нескольких кругов по городу Автомайдан останавливается возле Центрального дома юношеского творчества, здесь начинаются официальные торжества в честь нового государственного праздника. Официальные речи под музыку гимна напоминают худшие формальные мероприятия советских времен. Поют слова гимна, положив руку на сердце, только участники автопробега.

«Чиновники даже не понимают, что это за праздник такой, что этот праздник посвящен началу Майдана! Им все равно — что 8 марта, что 1 сентября или 9 мая — темные люди, — комментирует формальные торжества местной власти активистка и юрист Василина Джура. — Точно так же здесь проводили собрания «ДНР». Она рассказывает, что сейчас к ней за юридической консультацией часто приходят родители ополченцев, которых арестовали службы безопасности. Родители шокированы, что на своих высоких должностях до сих пор остались чиновники, которые уговорили их детей идти в «ДНР».

«А вот это заместитель мэра, Владимир Григоренко. Он настоящий сепаратист, — указывает на одного из гостей активист Евгений Шаповалов. — 11 мая он выступал перед жителями Дружковки и поздравлял их с голосованием за так называемую ДНР, у нас есть видео этого выступления. А теперь они все перекрасились».

После концерта около сотни патриотов Донбасса начинают праздновать по-настоящему — зажигают на площадке у Дома творчества свечи, поют украинские песни, потрясающе играют девочки-скрипачки, согревает мудрыми словами отец Дионисий, проповедник Украинской автокефальной церкви. Евгений Шаповалов говорит, что война объединила украинских патриотов Дружковки. Первый раз они собрались вместе 18 марта, тогда их было всего десять человек. Теперь регулярные субботние обсуждения с сентября собирают около двухсот людей.

«ПУСТЬ СЕПАРАТИСТЫ НАС БОЯТСЯ!»

Утром 22 ноября в Константиновке возле небольшого мемориала на покинутом кладбище проходила панихида по жертвам Голодомора. Отец Виталий из местной греко-католической церкви святого Николая молился с прихожанами. Местный житель, 63-летний Николай Серов, вспоминал историю своей семьи: от голода умерли его бабушка и дедушка, которых перед этим «раскулачили», и мама осталась единственной выжившей из семерых детей, скиталась по чужим людям. Вспоминал, что в селе Артемовск, в то время — Бахмут, открыли детский дом для русских детей, пострадавших от голода на Поволжье, их перевезли в Украину. Украинских же детей насильно оставляли умирать в селах.

Активисты Дружковки и Константиновки говорят об одном — украинская власть должна действовать жестче по отношению к врагам государственности. «Пусть сепаратисты нас боятся!» — говорит волонтер Сергей из Константиновки. «Чтобы защитить демократию, нужна сильная власть, — согласен с ним активист Ярослав Маланчук, который 67 дней просидел в подвалах сепаратистов. — Люди должны видеть наказанных воров, коррупционеров и предателей. Законы должны не только декларироваться, но и выполняться независимыми судами — тогда люди поверят в государство».

Война обнажила давние «язвы» Донбасса. Житель Дружковки Николай Киселев, которого многие до того считали тихим и покладистым, отправился служить так называемой ДНР и получил кличку Берия за особую жестокость. «Он любил пытать арестованных колющими предметами — ножом, шилом — и получал от этого удовольствие. Он раньше был связан с криминалом, но я никогда не думала, что он будет настолько жестоким!» — поражается Василина Джура, которая знала Берию с детства. Именно в руки Берии попал бизнесмен Константиновки Ярослав Маланчук, отец трех дочерей, который только 5 июля был освобожден группой СБУ. Кроме местных, среди его мучителей были и россияне. «Их было слышно по говору, — рассказывает Ярослав. — В последний месяц нас заставляли рыть окопы, и командиры там были русские. Некоторые из них уже два-три года жили здесь или в Славянске, успешно занимались бизнесом. Россия долго готовила это вторжение. А государство до сих пор не сделало никакой чистки, только недавно уволили некоторых директоров школ. Директор одной школы открыто говорила: «Вы, украинцы, голову не поднимайте. Вас будут вешать».

Также местные патриоты сетуют — очень не хватает украинских медиа. «Люди хотят чувствовать, что государство о них заботится. Здесь больше половины людей могут поддержать Украину, если их убедить, но государство пока этим не занимается, в отличие от пророссийских пропагандистов», — говорят они. Галина Разпутько, учредитель газеты «Провинция», которая выходит в Константиновке уже 24-й год, рассказывает, что жестокие бои в Константиновке шли только в одном месте — там, где стоит телевышка, это было основной ценностью террористов. В одном из свежих номеров ее газеты опубликовано интервью с местным жителем Александром Стативой, который с риском для жизни 3 мая помог выйти из окружения нашим БТРам с несколькими десятками украинских бойцов, ведущих бой за телевышку. Позже ему два месяца пришлось скрываться в лесах от преследований террористов, ополченцы устроили за ним настоящую охоту. «Люди постепенно перестают бояться быть украинцами, давать интервью. То, что они делали во время оккупации, — это настоящий героизм», — говорит Галина. Также замечает, что война провела четкое разделение общества. Например, при власти террористов бывший корреспондент газеты Владимир Аверин, с которым многие дружили, «отжал» помещение и оборудование у коллег и стал издавать в занятой редакции пророссийский листок «Народная газета» с прославлением российских агрессоров и обличением «Киевской хунты». Какая из сторон станет главной на этих территориях, зависит от поддержки государства, говорят в Дружковке и Константиновке. Но главное — после встреч с украинскими патриотами Донбасса становится ясно, что это та сила, которая может помочь его возрождению.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков — Дружковка — Константиновка. Фото автора
Über Nataliya Zubar 2362 Artikel
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair