Сегодняшняя встреча с Юрием Сергеевым, послом Украины в ООН. Умный, образованный, интеллигентный человек, которого приятно было послушать. В меру сдержанный, но при этом с чувством юмора. Хорошо понимает, о чем говорит.
Из всех подобного рода мероприятий, которые я посетила за прошедшие год с лишним, это, пожалуй, было наименее угнетающим. Каким-то образом все семинары, круглые столы и выступления экспертов, посвящённые сначала Майдану, а позже войне, организованные здесь в Йеле, неизбежно оставляли во мне ощущение легкой депрессии, и где-то даже отвращения.
Сложно, конечно, понять все причины такой эмоциональной реакции, но как-то во всем этом ощущается легкий налет безразличия и обреченности. Публика вокруг по большей части состоит из узкоспециализированной профессуры (в скромном количестве), сочувствующих, вроде меня и малочисленных представителей диаспоры, и русских, которые есть разные. Поначалу меня сильно поразило, что есть ненулевое количество русских, которые поддерживают политику ВВХ в отношении Украины. Ага! Здесь, в Йеле! Если это не контрабандный импорт зомбо-киселева, то мне нечем объяснить этот парадокс. Но к ним я быстро привыкла, и они перестали меня огорчать.
Огорчает меня, пожалуй, скорее общая риторика таких мероприятий, которая поразительно схожа не зависимо от фокуса дискуссии. Во-первых, Украина всегда фигурирует как объект, судьба которого решается сильными мира сего. Во-вторых, тон коммуникации Украины с Западом, как правило, либо заискивающе-просящий, либо обвинительно-требующий. Что-то вроде нашего традиционного «мне все должны». При этом, неизбежно, в воздухе повиснет что-то вроде: «Ну, да, все еще воруем, законов не чтим, и реформы по большей части в гробу видели. Но мы хорошие, и обязательно исправимся! А ВВХ нужно тормозить уже сейчас! Так что скорее гоните нам помощь, а мы обязательно оправдаем! Потом!» Ну, и в-третьих, публике, более-менее безразлично. Они смотрят на происходящие события скорее как на кино, в котором, конечно, жаль погибших, но очень интересно, чем все закончится. Я не осуждаю такое отношение. Оно нормально и понятно, но от этого не менее неприятно.
Я не то, чтобы ною. Нет. Мне лишь становится все более и более понятно – как на ментальном, так и на эмоциональном уровне, что Украина в этой смертельной схватке одна. И это испытание дано нам как лекарство для уничтожения внутреннего раба, взросления и принятия ответственности, и в конечном итоге, обретения свободы. А помощь, как это часто бывает, придет тогда, когда мы уже и сами в состоянии будем справиться. Звучит пафосно и где-то банально, но понимать – одно, а прочувствовать – совсем другое.
И только Тимоти Снайдера всегда радостно, приятно и оптимистично слушать. Огромный багаж знаний, острый ум, и очень нехарактерный для здешнего человека от науки уровень сострадания, сочувствия и простой человечности. Удивительный и прекрасный человек! (не удержалась, хоть пост и не о нем)
Ольга Морозова, Аспирант, Школа общественного здравоохранения, Йельский Университет, США