Путин отдает себе отчет в том, что Россия может заразиться от Украины европеизацией, а это приведет к Майдану на Красной площади. Поэтому он делает все, чтобы Украина как государство обанкротилась. Он отлично понимает, что для того, чтобы удержать в России введенные им механизмы правления, необходимо экспортировать на Запад свои коррупционные стандарты, – говорит Павел Залевский, политик Гражданской Платформы в беседе с корреспондентом Польского Радио.
Агнешка Сопинская-Яремчак: Владимир Путин через день после похорон Бориса Немцова говорил, что это было дерзкое преступление, это был позор. О чем вы подумали, когда это услышали?
Павел Залевский: По правде говоря, эти слова касаются прежде всего самого президента Путина. Это политическое убийство было совершено в системе, которую создал лично Путин. При Борисе Ельцине убийства в основном происходили в сфере бизнеса. При Путине начались политические убийства. Сначала убивали членов комиссии, которая должна была расследовать взрывы домов – скорее всего, акции ФСБ, которые легитимизировали вторую чеченскую войну. Потом были другие убийства – людей с такими известными фамилиями как Политковская, Литвиненко. У Кремля времен Путина три инструмента для контроля над обществом: пропаганда, терроризм, то есть убийства политических противников с цельюзапугать оппозицию и отомстить ей, и коррупция.
Путин чувствует свою абсолютную безнаказанность?
Он боится Майдана в России и любой ценой старается не допустить до него. Он слышал раскаты громового «Россия без Путина!», которые долетали с Болотной площади в центре Москвы во время демонстраций после фальсификации выборов в Государственную Думу в 2011 году. Одним из лидеров тех манифестаций был Борис Немцов.
Сегодня даже российские оппозиционные политики говорят, что ничего подобного событиям, происходившим в Киеве год назад, в России быть не может. А Вы считаете, что степень несогласия с политикой президента Путина настолько велика, что может взорваться массовыми протестами?
Сегодня поддержка Путина достигла рекордной отметки. В 2000 году он выиграл президентские выборы, получив 52 процента. Сегодня зондажи показывают, что его поддерживают 86 процентов. Это результат использования тех инструментов, о которых я только что говорил, – пропаганда, устрашение, террор и коррупция. Но общественное мнение – во всем мире – имеет тенденцию меняться,околебаться. Путин отлично это понимает. Он отдает себе отчет в том, что поддержка может не быть вечной. И боится этого.
Как далеко он? может зайти?
Он сам преступает границы, которые очертил прежде. Для него главное – удержать систему, которую он создал в России. Ось этой системы – коррупция. Он национализировал управление государственными ресурсами для того, чтобы было легче их контролировать и владеть ими. Он создал коррупционную пирамиду, в которую входят около 4 миллионов людей. Скрепы в этой пирамиде – он сам и группа приближенных к нему людей. Этот механизм когда-то был легитимизирован низкими ценами на природное сырье, в основном, на нефть. Потом он был легитимизирован при помощи национализма, разгулу шовинизма, которому Путин потворствовал в России. Это эмоции, которые очень(крепко связывают россиян с Кремлем. Собственно, эти эмоции насаждались с самого начала путинского правления, а в последние годы этот процесс заметно усилился. Путин на многое готов, чтобы при помощи этих инструментов удержать власть. Я убежден, что его действия в Украине это – оборона, реализуемая методами нападения. Это значит, Путин отдает себе отчет в том, что Россия может заразиться от Украины европеизацией, а это приведет к Майдану на Красной площади. Поэтому он делает все, чтобы Украина как государство обанкротилась. Он отлично понимает, что для того, чтобы удержать в России введенные им механизмы правления, необходимо экспортировать на Запад свои коррупционные стандарты. Ведь Запад – это звено той неразрывной коррупционной цепи, которая начинается в России. И Путин старается ослабить силу закона в ЕС, для того чтобы наилучшим образом функционировать в России. Речь идет не только о Путине, но и обо всей его команде, ведь он не один. Одним словом, цель Путина – сохранение, защита коррупционных стандартов, которые существуют в России, но эта защита возможна только посредством нападения на Украину и ЕС. А всё, что служит этой цели, с точки зрения Путина, допустимо.
Это наивный вопрос, но как по вашему, после убийства Бориса Немцова, после кровавых событий на востоке Украины, очнутся ли главы стран Евросоюза, поймут ли, с кем имеют дело, каково истинное лицо Путина?
У западных лидеров нет сомнений в том, что Путин – авторитарный правитель. Тут другая проблема. Она не в том, чтобы понять природу путинского правления,- она уже известна, – а в том, чтобы сделать правильные выводы из этих знаний. Но этому мешают финансовые интересы. Путин иммунизировал свою систему, сделал ее неуязвимой для Запада. Я уже говорил, что одним из главных его инструментов является коррупция. И вот, несмотря на то, что на Россию были наложены санкции после того, как россияне сбили самолет МН-17, совместный бизнес с нею, даже на стыке с производством оружия, процветает. Совсем недавно, в феврале, Европейская Комиссия дала согласие на создание совместного предприятия российской фирмой КамАЗ, производящей грузовики, и немецким автомобилестроительным концерном Daimler. КамАЗ выпускает машины, которые являются платформами для различных передвижных средств, используемых на поле боя, – от систем связи до крематориев, в которых кремируют российских солдат, убитых в Донбассе. Теперь эти платформы будут усовершенствованы Даймлером. Примеров таких коопераций – море. Вспомним хотя бы инвестиции итальянской фирмы AgustaWestland, которая выпускает вертолеты в России, или Renault, Nissan, которые имеют совместное производство с АвтоВАЗом. Ни одна из этих фирм не отказалась от кооперации, напротив, – появились новые инициативы, на которые Европейская Комиссия дает согласие. Это говорит о том, что европейский большой бизнес связан с российским настолько, что это блокирует возможности политических лидеров действовать рационально. Это коррупция. То же можно сказать и о конкретных людях. Классический пример – бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер, который был попросту куплен Газпромом. Еще один пример – Матиас Платцек, премьер-министр Бранденбурга, очень близкого Польше. Подводя итог, можно сказать, что Запад не реагирует не потому, что не понимает системы правления России и угроз, исходящих от нее, а потому, что Путину удалось очень крепко связать европейский и российский бизнес. И это в состоянии парализовать действия западных политиков.
Павел Залевский, депутат Європейського Парламенту, 2009 – 2014
Переклад Світлани Філонової
Джерело http://www.polskieradio.pl/5/3/Artykul/1392770,Pawel-Zalewski-Putin-skorumpowal-Zachod