Что было, что будет, чем сердце успокоится? Прогноз и программа до весны 2017 года.

ippСайт «Майдан» полон текстов из рубрики «А мы говорили» . Мы говорили, что Россия хочет аннексировать Крым, а один из участников ИЦ «Майдан Мониторинг» даже книгу написал об этом в 2009 году. Мы писали, что в Украине убивают войско по заказу Москвы. Мы писали, что надо отказываться от русской газовой трубы в конце 2005 года. Мы писали, что Верховная Рада 2006 и 2012 протянет недолго и не просидит весь свой срок. Мы писали, что режим Януковича будет реально кровавым еще в 2004 году. Но кто то все слушал?

Все изменилось. Теперь нас слушают. Поэтому мы регулярно будем делать прогнозы и публично мониторить их выполнение. Вот мои прогнозы и программные тезисы.

1. Война.

Война на Донбассе продлится минимум до весны 2016 года. Периоды условного временного мира (как сейчас, в октябре 2014) будут чередоваться с периодами горячих боев.
Армия Украины будет укрепляться как технически, так и тактически. Зарубежная помощь армии будет идти сначала на уровне деклараций, потом очень медленно и со скрипом. Но два фактора все же заставят Запад начать существенно помогать Украинской армии – очередные вербальные или военные маневры Путина по устрашению свободного мира и военные успехи нашей армии. К сожалению, это случится не ранее весны следующего года. К тому моменту погибнут многие бойцы, которых уже могло бы спасти высокоточное оружие.
Украина выиграет эту войну. Руководство Российской Федерации будет вынуждено отказаться от поставок оружия и денег ДНР, ЛНР и другим НР, возникающим на территории Донбасса. Вне Донбасса войны вести не получится.
РФ будет пытаться организовывать терракты по всей территории Украины, преимущественно неуспешно. Противодействие такому терроризму укрепит СБУ и превратит в современную спецслужбу.

2. Крым

Нынешнее руководство Украины не рискнет оторвать Крым от украинской логистики и будет продолжать обеспечивать транспортные, энергетические, коммуникационные, водные и продвольственные потоки из Украины и РФ в Крым. Это законсервирует текущий статус Крыма. Там будут массово нарушаться права человека, происходить ползучая депортация населения, имеющего украинское гражданство и заселение его жильцами «материковой РФ», лояльными к власти РФ.
К сожалению, без отключения Крыма от украинских потоков, изменить ситуацию в Крыму невозможно. Очевидно, этим придется заниматься преемникам этой власти – как президента, так и парламента.

3. Энергетика

Никакого коллапса энергетической системы в Украине не произойдет. Никто не замерзнет ни зимой 2014-2015, ни 2015-2016. Причины – остановка энергозатратных предприятий на Донбассе, перекрытие существенной части коррупционных схем в энергетике (все коррупционные дыры не перекроют за этот срок) и поддержка Европы в альтернативных путях поставки газа. Ну и, конечно, снижение мировых цен на нефть очень нам поможет.

4. Экономика

Расти будет оборонная промышленность и вся сфера поддержки войны. Вырастет сельское хозяйство. Будет расти вся промышленность, касающаяся энергетики и энергоэффективности.
Что будет с остальными сферами экономики – как карта ляжет. Возможно все.
Гиперинфляции не будет.

5. Политика

Почему прогноз до весны 2017? Потому что я считаю, что нынешняя Верховная Рада дольше не протянет. Максимум до осени 2017. Главная причина – необходимость инклюзии освобожденного Донбасса. Но наши депутаты способны и перессориться вплоть до разрушения коалиции тоже. Слишком разные люди пришли в ВР, абсолютно не привязаны к групповым интересам избирателей.
Верховная Рада будет голосовать за реформистские законы, но их качество будет часто сомнительным. Большинство законов никоим образом не будете опираться на мнение или желание народа, которые некому представлять, поскольку все партии, прошедшие в ВР не представляют никаких групповых интересов избирателей, а являются просто объединениями по интересам вокруг лидеров. Поэтому качество законов будет зависеть от экспертов, которые будут их разрабатывать и лоббировать.
Опасность принятия реформаторских законов, которые не опираются на поддержку и желание реально больших групп граждан, заключается в том, что их выполнение будет непопулярным и приведет довольно быстро к приходу к власти реакционных сил. А такие силы будет финансировать и воспитывать РФ, наверное.
К сожалению, опасность такого сценария велика. Наша организация сделает все, чтобы этого не случилось, у нас есть хорошие советники из европейских стран, которые сами это пережили, но … хватит ли наших сил, сможем ли мы убедить в такой опасности других? Попробуем. Ибо оно того стоит.

6. Местное самоуправление

С высокой вероятностью власть примет худшую возможную модель местного самоуправления для Украины (французскую). При этом будут полностью проигнорированы исторические различия между населенными пунктами (когда и как возникал город или село, имело Магдебургское право, было построено во времена казачества, как в Слобожанщине или во времена Русской империи, или при УССР).
Это приведет к неестественным перекосам в развитии и возможностях городов и сел. Над необходимостью реального привлечения граждан к принятию решений на местном уровне никто работать не будет, и решения будут приниматься только избранными органами при формальном участии граждан. Это приведет к большому разочарованию граждан во власти, и также позволит реванш пророссийских сил.
Я хочу ошибиться в этом прогнозе.

7. Международная политика

Украина все же попросится официально в НАТО и получит какой-то специальный статус в отношениях в НАТО. Украина официально попросится в Евросоюз и начнет выполнять условия по адаптации законодательства, как минимум. А вот в самом ЕС при содействии РФ начнутся центробежные процессы, могут даже из ЕС выйти страны типа Венгрии. К сожалению, в Украине пока нет дипломатов такого уровня, которые могли бы воспользоваться этим моментом и сделать нашу страну самостоятельным и интересным игроком на политической арене мира.
Воспитание таких дипломатов должно стать приоритетом всех, кто реально занимается национальной безопасностью Украины.
Сокращение расходов на МИД продолжается сейчас, к сожалению, будет продолжаться и составит огромную опасность для страны.
У руководства Украины не хватит смелости ставить вопрос о возобновлении ядерного статуса, на что мы имеем полное право после провала Будапештских соглашений.

8. Российская Федерация

РФ от Украины не отстанет. Будут продолжаться попытки терроризировать украинское население. Будут покупаться политики, работать явные и тайные агенты. Будет осуществлена очередная попытка создать пророссийскую партию. Но хорошая новость в том, что они будут делать это и дальше так же тупо и глупо, как и раньше, и достигать прямо противоположных от желаемых им последствий. Я верю в талант Путина, я думаю, что он сможет даже настроить УПЦ МП против РФ и РПЦ.
Однако, в Европе и даже в США у РФ могут быть большие успехи. Скупка политиков и бизнес, банальный шантаж давно приготовленным компроматом могут приводить к тому, что правительства этих стран начнут вести неприязную к Украине политику, тормозить принятие выгодных для нас решений, саботировать процессы вступления Украины в НАТО и ЕС.
РФ может полезть с агрессией по тому же сценарию, что в Крым и Донбасс, в некоторые соседние страны – под наибольшей угрозой находятся Казахстан, Эстония и Латвия, но это может быть любой сосед, избранный по принципу – кто меньше сопротивляется. Руководство РФ хочет восстановления империи в границах не меньше за 1913 год, и пока будет деньги и военный потенциал, продолжать имперскую реваншистскую политику.
Кто может это остановить? Украина может остановить РФ на своей территории и сделает это, но вряд ли сможет повлиять на ситуацию в других краях. За два с половиной года никто РФ не остановит от имперской воинственной политики. РФ не развалится от бременем санкций и падения цен на нефть за это время. Даже если случится смена лидера РФ понятно почему, политика не изменится. Населения РФ в этом по крайней мере не будет сопротивляться. Граждане РФ не научились сопротивляться власти и за два с половиной года не научатся. Украина училась 23 лет или более 300, зависит, как смотреть на историю.

9. Права человека

Большой проблемой на этот срок будет сложность достижения баланса в лозунге нашей организации «Свободный человек в свободной стране», или баланс личных свобод гражданина Украины и национальной безопасности Украины в условиях войны и системных реформ. Перед Украиной стоит невиданный для истории вызов – провести реформы и обеспечить индивидуальные и коллективные права граждан в условиях войны. Оптимальным решением было бы существенное ограничение функций государства в сфере экономики (кроме оборонки и смежных отраслей, обеспечивающих логистику войны) и реальное обеспечение права граждан в управлении государством на уровне принятия решений на местном уровне (через participatory budgeting и референдумы) вместе с системным привлечением малого и среднего бизнеса в оборонную сферу. Бизнесмены из АП могут на это пойти, потому способны просчитать такой сценарий как бизнес-план. А вот сможет за такое проголосовать ВР? Я сомневаюсь.
Экономические права должны быть расширены. Но война потребует наложения ограничений на некоторые гражданские (политические) права. Об этом нужно говорить прямо и уже начинать.
Дефиниция свободы слова должна быть скорректирована с учетом права граждан на получение правдивой, фактической информации. Такого права нет в документах? Так вот я задаю вопрос о его необходимости. Это вопрос национальной безопасности и психического здоровья граждан Украины.
Права человека во время войны нового типа – это вопрос для профессиональной дискуссии. Делать вид, что войны нет только потому, что не объявлен военное положение, дальше нельзя.
Грубое и массовое несоблюдение основных прав человека в Грузии (свободы мирных собраний, свободы слова, право на достойное обращение) среди других факторов привело к приходу к власти оппозиции Саакишвили. В нынешней Украине ключевым станет соблюдение права на недискриманацию во время войны и реформ. Реальные или мнимые дискриминационные практики на востоке и юге Украины могут создать социальное напряжение, которое снова приведет к власти силы реванша и агентов РФ.   Внутреннеперемещенные лица, жители разных регионов Украины, больших и малых городов и сел, разных возрастов, разных взглядов должны чувствовать себя равными и одинаково ценными в новой независимой стране. Если этого чувства не будет создана – то даже успехи экономических реформ помогут социальному согласию.
Сейчас впервые в истории Украины есть институт омбудсмена как действительно главного правозащитника, вокруг которого сплочены многочисленные общественные организации. Но весь комплекс мероприятий по включению людей, которые реально или мнимо дискриминируются, в полноценную жизнь – это не только дело омбудсмена и правозащитников. Это должна быть многоотраслевая государственная политика. Если такая качественная политика не будет разработана и она не начнет внедряться – Украина будет угрожать глубинный раскол. А РФ радостью в этом поможет.

*********

Я не считаю времена перемен проклятием, как говорит древнекитайская мудрость. Такие времена дают шанс на небывалые свершения как людям, так и странам. У нас сейчас есть шанс построить новую страну, приятную для своих жителей, интересную миру, открытую для друзей и надежно защищенную от врагов. Я знаю, этот шанс реализуется, но открыт вопрос – когда? Системные изменения могут быть осуществлены быстро и эффективно, а могут занять десятилетия. Мы живем в информационном обществе и изменения сознания людей, которые всегда была наиболее инерционным компонентом трансформаций, могут происходить быстро. Было бы желание и умение у достаточного количества граждан работать на такие изменения.
Гражданское и патриотическое просвещение всех жителей Украины, обучение навыкам критического мышления должны стать таким же приоритетом активных граждан, как и помощь армии. Потому что война ведется не только в Донецком аэропорту или на блокпостах, но и в головах людей. Эту войну нам надо выиграть.
Следующие два с половиной года для Украины будут чрезвычайно интересные и сложные. Этот шанс на изменения потерять нельзя.

 Наталья Зубарь , председатель правления Информационного центра «Майдан Мониторинг»

В январе 2005 года я писала «Проблема в том, что в системе власти пока ничего не изменилось и пока отсутствуют какие-либо гарантии того, что власть будет выполнять собственные закрепленные Конституцией функции сама, без давления сотен тысяч людей на Майдане.» Сейчас октябрь 2014 и пока эта проблема никуда не исчезла.

Оригінал українською 

Автор дякує за переклад – переклад тут

Цей текст українською and in English

A propos Nataliya Zubar 2360 Articles
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair