Уникальный историко-культурный комплекс, включающий в себя десятки ценных объектов Крымского Ханства, средневековой и античной Таврики, духовных центров и шедевров архитектуры – под угрозой искусственного уничтожения.
Новое, “региональное” (ПРУ) руководство Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника (БИКЗ) приступило к “улучшению жизни уже сегодня”.
Ранее, в конце августа – начале сентября 2011, Совмин Крыма приступил к «реорганизации» заповедника путем реорганизации руководства заповедника. Так, многолетний директор БИКЗ Е.Петров был уволен.
Новый руководитель – В.Науменко – неделю не мог попасть на рабочее место, потому что меджлис крымских татар выступил с острой критикой кадровых назначений и изменения просветительской политики Заповедника без согласования с крымскими татарами.
Наконец, было заключено мировое соглашение, которое включало: гарантии нового руководства о целостности, сохранности и развитии национального памятника крымских татар – Хансарая (Ханского Дворца); немедленное создание Наблюдательного совета при Заповеднике при участии общественности; согласование изменений в научных планах и перспективах культурно-исторического наследия памятников, входящих в Заповедник, с крымскими татарами и другими заинтересованными сторонами, дорожащими своим наследием.
Первый месяц на посту директора В.Науменко, назначенного по протекции правящей Партии регионов Украины, прошел под знаком затягивания всех достигнутых договоренностей под любыми предлогами.
В октябре 2011 проявились все признаки того, что новое руководство последовательно и исподтишка старается свернуть все проекты, связанные с национальным наследием крымских народов, и подготовить почву к тому, чтобы прибыльный и самоокупаемый туристический комплекс Заповедника начал испытывать – впервые за многие годы – финансовые и организационные трудности. Об этом «Майдану» сообщают собственные источники.
Так, предприняты попытки по закрытию музея великого крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского – под предлогом «оптимизации и реструктуризации» подразделений БИКЗ. Трудно дать иную характеристику этой попытке, кроме как заведомо провокационной, необоснованной ни экономически, ни юридически, ни тем более в плоскости охраны культурно-исторического наследия.
Кроме того, были даны распоряжения по засыпанию (в буквальном смысле слова, в землю) начатых и успешно продолжающихся археологических раскопок в округе старейшего высшего учебного заведения Украины – Зынджырлы Медресе (1500 год). Спешно, до окончания археологического сезона и выполнения плана раскопок. Следует заметить, что Зынджырлы Медресе и памятники на его территории, даже в недостаточно реставрированном состоянии, до сих пор остаются важными объектами не только научно-просветительской работы, но и туристического «паломничества».
Уже этих сообщений о «реорганизациях» и «оптимизациях» достаточно, чтобы ставить вопрос – какую на самом деле цель преследуют эти мероприятия? Очевидно, что весьма далекую от дальнейшего развития культурно-познавательного и историко-памятного, а также туристического потенциала Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. А также от декларированного В.Науменко и представлявшим его руководством Совмина АРК плана развития археологических исследований на территории БИКЗ.
Между тем, «Майдан» и его читатели, авторы и корреспонденты продолжают следить за ситуацией в Хансарае, на других значимых объектах Заповедника.
Если общественность и неравнодушные граждане вовремя не вмешаются в деятельность руководства БИКЗ, то не исключены и даже прогнозируемы любые дальнейшие действия по искусственному выведению заповедника из ряда ведущих и процветающих крымских памятников. С какой целью – можно только догадываться.
Необходимо добиться срочного созыва обещанного, но так и остающегося на бумаге Наблюдательного совета БИКЗ, наделения его правами постоянного мониторинга текущей деятельности Заповедника, а также включения в него всех компетентных и заинтересованных лиц, способных улучшить работу уникального памятника.
Пора настойчиво отказать планам крымской власти по изменениям деятельности Заповедника, ведущим к упадку и даже, возможно, искусственному банкротству заведения. Все мы хорошо знаем, чем заканчиваются подобные действия власти – очередным «дерибаном» имущества, земель и памятников под предлогом их намеренно созданной «несамоокупаемости».