В Украине может появиться еще один орган, имеющий широкие права в сфере проверки бизнеса. Вчера Кабинет министров внес в Верховную раду законопроект, которым предлагается предоставить Антимонопольному комитету (АМКУ) право доступа на предприятия, изъятия документов и опечатывания помещений. Сейчас у АМКУ нет эффективных рычагов влияния на бизнес — из 485 млн грн штрафов, назначенных за последние девять лет, компании уплатили только 4%. Однако бизнесмены ожидают, что с расширением полномочий комитета увеличится и уровень коррупции в нем.
Вчера в Верховной раде был зарегистрирован правительственный законопроект N9508 о внесении изменений в закон “О защите экономической конкуренции”, касающийся обеспечения доказательств в делах, которые рассматривают органы Антимонопольного комитета. Если документ будет принят, АМКУ на основании распоряжения о проведении проверки сможет беспрепятственно входить в помещения предприятий, изымать документы и другие носители информации. Органы комитета получат право требовать от физических или юридических лиц предоставления устных или письменных пояснений. Кроме того, ведомство сможет опечатывать помещения, системы коммуникаций и места хранения информации на срок до десяти дней. Изъятые документы смогут находиться в АМКУ в течение месяца.
Сейчас АМКУ имеет право привлекать органы внутренних дел к проверкам, только если предприятие препятствует их проведению. Если компания отказывается предоставить необходимую информацию, дает недостоверную или неполную информацию, АМКУ может лишь назначить штраф на сумму не более 1% от выручки предприятия за последний год. “Бывают случаи, когда предприятию выгоднее не предоставлять информацию, а заплатить штраф”,— отмечает юрист юрфирмы “Ильяшев и партнеры” Александр Фефелов.
В АМКУ вчера не предоставили комментарий по данному вопросу, но источник “Ъ” в комитете пояснил, что при нынешнем законодательстве сложно доказать нарушения со стороны участников рынка. “В большинстве случаев мы вынуждены полагаться на информацию из открытых источников. Например, если был сговор при проведении аукциона, естественно, никто из его участников раскрывать информацию не захочет”,— говорит собеседник “Ъ”.
Законопроектом предлагается наделить АМКУ широким кругом полномочий, которыми сейчас владеют только МВД, СБУ и Государственная налоговая служба. По словам председателя АМКУ Василия Цушко, этот законопроект — не прихоть комитета, а требование времени. Предложенные нормы действуют во всем мире. Адвокат компании Arzinger Александр Дякулич соглашается, что законопроект отвечает международным стандартам. “На Западе антимонопольные ведомства (например, органы Еврокомиссии.— “Ъ”) имеют широкие полномочия по проведению проверок. Иногда этот арсенал даже шире, чем у АМКУ”,— добавляет он.
Однако практика применения регулирующими органами своих полномочий в Украине такова, что бизнес всегда настороженно относится к любому их усилению, говорит господин Дякулич. Кроме того, по мнению господина Фефелова, комитет может оказаться не готов к исполнению таких полномочий. “Вызывает вопрос наличие в структуре АМКУ специалистов, имеющих квалификацию для их осуществления”,— добавляет эксперт.
Антимонопольному комитету не присущи такие функции, считают участники рынка. “У нас конструктивные взаимоотношения с АМКУ, но мне кажется, что комитету не свойственно выполнять обязанности силовой структуры”,— говорит совладелец сети “Эко-маркет” Святослав Нечитайло. Источник “Ъ” в одной из компаний на рынке нефтепродуктов считает, что в случае принятия документа есть риск роста коррупции. “Особенно тема коррупции актуальна в регионах. Кроме того, уже сейчас АМКУ часто привлекает силовые органы к проверкам”,— говорит собеседник “Ъ”.
Расширение полномочий АМКУ может этим не ограничиться. Сейчас комитет готовит законопроект, целью которого является предотвращение уклонения субъектов хозяйственной деятельности от уплаты штрафных санкций. Согласно документу, комитет имеет право требовать взыскания штрафа с лица, на которое наложен этот штраф, а также с юридических и физических лиц, входящих в одну с ним группу. “Самым распространенным механизмом уклонения от уплаты штрафов является обжалование решений АМКУ в суде. За время судебного рассмотрения дела нарушитель может перевести активы с оштрафованной компании на другую аффилированную с ней структуру”,— отмечают в Arzinger. При этом первая компания может быть ликвидирована, и в этом случае взыскать штраф невозможно. В компании со ссылкой на данные АМКУ сообщают, что с 2003 по 2011 год АМКУ принял 36 решений о штрафах на общую сумму 485,18 млн грн. Из них в госбюджет было уплачено всего 20,7 млн грн.
Сейчас АМКУ чаще всего проверяет участников рынков нефтепродуктов, розничной торговли, авиаперевозчиков, производителей продуктов питания и фармацевтические компании. Например, в конце октября комитет оштрафовал восемь предприятий на 590 тыс. грн за антиконкурентные согласованные действия на рынке гречневой крупы. А в начале октября потребовал от крупнейших нефтетрейдеров — “Лукойл”, “Окко”, WOG и Shell — снизить цену на свою продукцию, пригрозив, что в противном случае им грозит штраф в размере до 10% годовой выручки. Кроме того, АМКУ проводит расследование в отношении компании “Днеправиа”. Перевозчик, владеющий аэропортом “Днепропетровск”, может быть оштрафован на сумму около 120 млн грн, если будет доказано, что он незаконно отказал МАУ в выдаче слотов на чартерные рейсы в этот город.
Вероника Гаврилюк
* * *
Мало українському бізнесу мусоров, налоґових, пожарних, санітаров? Чекайте, панове “буржуі нєдорєзаниє”, ще й на “антимонополістів”! Покращення бізнес-клімату,– вже не за горами!!!