Утверждения о правовой неграмотности многих граждан давно стали общим местом. Наша «народная» власть в этом отношении недалеко ушла от такого народа. И как иногда ни пыжится в своей будто бы приверженности букве закона, получается это обычно плохо.
Генпрокурор недавно еще раз продемонстрировал свой уровень знания Законов и принципы их применения ведомством в случаях нарушения властью прав граждан.
Речь идет о все тех же загадочных синяках на теле Тимошенко. Генпрокурор заявил, что проведена проверка, опрошены десятки свидетелей, которые показали, что Тимошенко никто не бил. А значит, избиения не было. Логика, конечно, убийственная. Прокурорская. Откуда же показанные на весь мир синяки? Не известно. Наверное, сама себе нанесла.
Забыл Генпрокурор – а может просто не знает – что с 1997 года в Украине действуют положения Европейской Конвенции по правам человека, эти положения обязательны для всех органов власти Украины, в том числе и для Генпрокуратуры. При этом решения Европейского Суда по правам человека, принятые в отношении любого государства по какому-либо случаю нарушения прав человека, гарантируемых Конвенцией, имеют силу и для Украины.
Европейский Суд в своем классическом решении в деле «Рибич против Австрии» (1995 год) отмечает, что государство несет моральную ответственность за любое лицо, содержащееся под арестом, поскольку оно полностью находится во власти полиции. В случае получения телесных повреждений в этот период именно правительство должно представить доказательства, ставящие под сомнение описание событий, сделанное пострадавшим, особенно в тех случаях, когда его показания подтверждены медицинскими документами.
Т.е. еще с 1995 года стандарт обращения с заключенными таков: Правительство обязано представить правдоподобное объяснение того, каким образом заявитель получил телесные повреждения. Это стандарт для всех стран Европы, включая Украину.
В случае с Тимошенко это означает, что непричастность власти к появлению каких-либо телесных повреждений (синяков и т.д.) лишь тогда может быть доказана, когда будут представлены правдоподобные объяснения источника таких повреждений. Именно объяснения, а не предположения. И что очень важно – правдоподобные. Ибо по мнению Суда, находящийся в заключении органа власти гражданин находится в полной зависимости от этого органа, и поэтому орган власти несет ответственность за здоровье и безопасность заключенного. При этом совершенно не важно, найдет ли власть среди себя того, кто, возможно, нанес повреждения заключенному. Она отвечает за эти повреждения.
Суд подчеркивает, что в отношении лица, лишенного свободы, любое применение физической силы, которое не было крайне необходимо из-за его собственного поведения, унижает его человеческое достоинство и является в принципе нарушением статьи 3 Конвенции.
Господин Генпрокурор должен знать этот подход, этот стандарт. Хотя бы потому, что Совет Европы года три назад потратил огромные деньги на обучение прокуроров Украины именно этим стандартам. Проведены десятки семинаров, сотни прокуроров были ими охвачены. Результат, как видим, не вдохновляет. Кажется, это деньги, выброшенные на ветер. Этот грустный вывод подтверждается небольшим исследованием правозащитной организации «Донецкий Мемориал», проведенным в феврале-марте 2012 года в Донецкой области. В десять прокуратур Донецка и области был направлен запрос о числе полученных в 2010-2011 годах каждой прокуратурой жалоб на незаконные методы следствия и о числе подтвержденных жалоб. Согласно ответам, полученным из восьми прокуратур, в них за указанный период было получено 515 жалоб (в среднем 32 в год на прокуратуру). Подтверждено пять. И не подтверждено 510 жалоб, которые, по мнению прокуратуры, были фальшивыми. На этом фоне совершенно замечательно выглядит прокуратура Калининского района Донецка – там за два года не поучено ни одной жалобы такого содержания!
Генеральный прокурор с проверкой возможного применения силы к Тимошенко публично продемонстрировал наш, украинский стандарт проверок подобных сообщений. Неважно, что Вы видите на фото – это «неправда». «Правда» – в материалах проверки прокуратуры. И не важно, что такой подход является нарушением Европейской Конвенции о защите прав человека, а Украина время от времени платит гражданам компенсации по проигранным в Суде делам.
Впрочем, и здесь есть нюансы. Сама пострадавшая, как утверждает адвокат, при проведении проверки даже не была опрошена.
В случае с проверкой вероятного применения насилия по отношению к Тимошенко общество лишний раз получило вполне определенный и четкий сигнал – если кто-то будет побит в милиции или тюрьме, жаловаться в прокуратуру можно. Но вероятность, что такая жалоба будет нормально рассмотрена – менее процента. И то, если вы обратились не в прокуратуру Калининского района Донецка.
Конечно, можно провести ликбез для работников прокуратуры, но поможет ли? Совет Европы попробовал. Результат налицо.
http://ostro.org/blogs/blog-20/entry-239/