Конец срока эксплуатации Украинской ССР

Грядущие выборы в Украине, к сожалению, не сыграют своей роли клапана для выпуска недовольства. Пар в свисток не уйдет, и давление в политико-экономической системе государства будет повышаться. Кульминацией станут президентские выборы.

К сожалению, государственная машина изношена, и отдельные ремонты не дают гарантию безопасности ее эксплуатации. Административно-дисциплинарные методы по отношению к проштрафившемуся персоналу управленцев, очевидно, не решат проблему эксплуатации самой государственной системы.

Институциональная система Украинской ССР за двадцать два года независимости была слегка модернизирована, но, по сути, мало изменилась с 50- 60-х годов. После смерти И.Сталина была проведена реформа в политической, экономической, военной и в других сферах и создана современная Украинская и другие ССР, которые с большими или меньшими изменениями дожили до сегодняшнего дня. Именно тогда были заложены основы современных экономических и политических зол – коррупция, ручное управление законами и бюджетом со стороны чиновников, отсутствие государственного подхода у руководства.

Страны Балтии, полностью разрушили советскую институциональную систему в начале 90-х, и построили новые государства, которые вошли в НАТО и ЕС со своими, но уже другими проблемами и преимуществами. Примером институциональной революции середины 2000-х стала Грузия, успехи которой с лихвой компенсируются ее недостатками и отсутствием реальных перспектив Евро и НАТО интеграции после 2008 года.

Срок эксплуатации всего, что было построено в эти годы, очевидно, подходит к концу. Средства производства в нашей стране изношены на 70-80%. Это касается всего:  от магистральных газопроводов до городской канализации от оборудования металлургических предприятий до подвижного состава железной дороги. То же можно сказать и о судах с криминальным кодексом и процедурой начала 60-х, науке, образовании, министерствах, системе связи и т.п. Проблема не только в коррупции, а и в изношенности, физической и моральной самой институциональной системы.

Легализовавшиеся в конце 80-х годов социальные группы «цеховиков» и «фарцовщиков» стали хозяевами посреднических и торговых фирм. Выросло новое поколение бизнесменов и управленцев народным имуществом. Красные директора потихоньку распродали приватизированные ими заводы и колхозы, а те которые долго отбивались,  подверглись так называемым рейдерским атакам, в любом случае произошло перераспределение собственности.

Кризис опустил бизнесменов-посредников, банкиров, девелоперов и других. На плаву остались владельцы и управленцы реального сектора экономики: металлургических, продовольственных и химических предприятий, сетей супермаркетов и т.п. Именно они и пришли к власти в 2010 году. Если проанализировать бизнес интересы депутатов, сменивших белую ориентацию на синюю, и попавших в новый список – это все хозяева успешного бизнеса в реальном секторе экономики. То есть, причины многих политических явлений коренятся в экономике, как обычно. Майдан, как мы помним, многие эксперты называли революцией миллионеров против миллиардеров. Так вот наступил новый этап.

Владельцы среднего, по украинским меркам, бизнеса или управленцы государственного хозяйства, люди у которых три магазина или лесопилка, или нефтебаза, или бывший колхоз или пару маршрутов такси, чиновники среднего ранга от которых что то зависит, директора школ, больниц, научных институтов и т.д. и. т.п. уже привыкли получать доход на уровне верхушки европейского среднего класса, учить детей, если не в Великобритании, то в Польше и Чехии, отдыхать в Испании, и Доминикане, ездить на машинах бизнес-класса и жить в загородных коттеджах. Таких людей в нашей стране сотни тысяч, если не миллионы. Борьба с низовой коррупцией, учитывая, что и у бизнесменов и у чиновников около 80% дохода нелегальны, приведет к их выбрасыванию в зону наемного персонала по уровню доходов, а смириться с этим они не смогут и не захотят.

Так называемы малый бизнес – это владельцы точек на базаре, таксисты, мелкие фермеры находятся, по сути, вне зоны ответственности государства. «Мы с вас налоги не требуем, а вы не требуйте с нас пенсии и больничных». Это социальный договор начала 90-х становится очевидным анахронизмом, как например бартер в конце 90-х. Естественно возникает вопрос о легализации реальных доходов, что делает малый бизнес не эффективным и не позволяет прокормить его владельцев, в чем и была его великая социальная миссия эпоху становления государства. Таких людей у нас миллионы, если не десятки миллионов, и накормить их или обеспечить работой не сможет не одно правительство.

Так называемые «заробитчаны» – это от пяти до семи миллионов, то есть около четверти наиболее активных трудовых ресурсов, которые оказывают услуги в наиболее экономически малоразвитых странах и регионах Евросоюза и наиболее развитых регионах СНГ. Они находятся вне социально-экономических отношений нашего государства. Хотя перечисляют и привозят несколько десятков миллиардов гривен в Украину и формируют устойчиво высокие цены на недвижимость, например. Они не нужны ни в ЕС, ни в Москве, ни в Тюмени. Больные, недовольные с распавшимися семьями и психологическими травмами они приедут доживать на родину. Их надо будет и кормить и лечить.

Обычные крестьяне, которые имеют паи, сдают их в аренду, живут за счет натурального хозяйства и работы у фермера после земельной реформы очевидно в большинстве продадут паи и потеряют источники существования. Около четырех миллионов людей останутся на улице, в поисках средств к существованию устремятся в крупные города-миллионеры в качестве бездомной дешевой рабой силы.

 

Т.е. на повестке дня 30% работоспособного населения оказывается выброшено за рамки привычного социального существования и они будут готовы: а) продавать свой труд за бесценок, чем разрушат существующие легальные трудовые отношения; б) добывать «хлеб насущный» криминальным путем, чем резко увеличат криминогенность ситуации и введут криминальные отношения в повседневность, что повлечет увеличение затрат на охрану общественного порядка или «сольет» (интегрирует) организованные преступные группировки с правоохранительными органами; в) это вызовет небывалый всплеск трудовых внешних и внутренних миграций, что заставить поставить «железный занавес» по границам Украины; г)  это вызовет необходимость изменения государственного устройства, т.к. в этих условиях единственно эффективной формой правления будет или диктатура, или криминально-олигархическая клика, состоящая из представителей криминальных структур, которые постепенно превратят страну в зоны клановой конкуренции; д) это вызовет войну террора, попыток решить посредством террористических актов личные или групповые проблемы, что вызовет ввод ограниченного контингента войск соседних государств для обеспечения техногенной безопасности; ж) это приведет к обострению всех реальных и латентных межнациональных и межрегиональных конфликтов, что будет содействовать распаду государства и угрожать территориальной целостности; е) это приведет к бартеризации экономических отношений, введению денежных суррогатов и ликвидации экономических рычагов управления хозяйством, как выход – внедрение в реальный денежный оборот валюты другого государства (других государств), как в Приднестровье, что, в конечном итоге, превращает экономику страны в экономику псевдо-государственного образования (Сомали, Приднестровье, Западная Сахара); и) реальный выход для соседей и самих граждан государства – ликвидация государственности, что будет воспринято как облегчение безысходного и бедственного положения, в этой связи страна будет разделена на зоны ответственности между ЕС, Россией, Турцией, с вариантами коалиционных конфигураций.

Все эти вопросы, простые и, одновременно, сложные вопросы материальной, бытовой, рутинной жизни не вошли в повестку дня наших политических партий. Их лидеры второе десятилетие пытаются привлечь к себе внимание вопросами языка и культуры, геополитического выбора. В списки вставляют шоуменов – певцов и спортсменов, но это так далеко от вопросов реальных людей. Выборы проходят мимо них.

Возможно, некоторые кандидаты на мажоритарных округах окажут некоторую материальную помощь ряду избирателей, но это не решит ни одного их жизненного вопроса. Поэтому повестка дня выборов не касается повестки дня значительной части народа Украины. Вопросы останутся, и социальное напряжение будет нарастать. Люди не видят будущего, они не видят перспективы. Эмиграция, наркотики, духовные практики и другие индивидуальные меры не решат проблемы на социальном уровне.

Необходим конструктивный выход из сложившейся ситуации. Создания олигархической республики, где двести семей будут все определять, кажется тактическим выходом из ситуации, но в стратегической перспективе может стать причиной больших социальных катаклизмов.

В стране необходимо срочное построение новой институциональной системы, которая бы могла стать приемлемой для большинства экономически и социально активных граждан. Бизнес должен стать достойным занятием, обеспечением которого занимается государство, а на деньги собранные с успешного бизнеса поддерживает социально неадаптированных граждан.

Основные шаги видятся так:

  1. Прочная президентская вертикаль, укомплектованная управленцами и экспертами, доказавшими свою эффективность в бизнесе.

Вертикаль формируется по принципу народного доверия и обновления – на 4-5 лет ввести запрет занимать руководящие посты всем управленцам последних двух президентских каденций.

  1. Система Рад – как место самореализации социально и экономически активных членов общества, которые имеют возможность озвучить проблемы и принять рекомендации по их решению.

Членство в Радах исключительно по принципу территориального (а не партийного) представительства, вплоть до создания института выборщиков для первой каденции местных депутатов.

  1. Реформирование всех органов государственной власти путем формирования новых и поэтапного роспуска существующих – милиция, суды, армия, санэпидемслужба и т.п.

В основе реформирования – ликвидация целых подразделений и функций. Так, необходимо исключить возможность использования регулятивных и контрольных органов для «выкачивания» денег или изменения менеджмента. Для этого на время лишить права вмешательства в дела предприятий всех форм собственности большинства контролирующих органов, оставив только Налоговую службу, и только по итогам отчетного периода с ограничениями на приостановку деятельности предприятия, изъятия документов, компьютеров и проч.

  1. СМИ как канал оперативной коммуникации между населением и исполнительной вертикалью.

Поддержка муниципальных СМИ, ответственность владельцев СМИ за материалы, порочащие честь и достоинство граждан, если очевиден заказной характер публикаций, введение запрета на профессию для журналистов пр.

  1. Земельная реформа.

В основе которой – свободный доступ к использованию земель в рамках кадастрового и нормативного регламента, введение земельных аукционов, введение суровых санкций за нарушение положений генеральных планов и районных планировок развития населенных мест, природоохранных территорий, объектов культурно-исторического наследия.

  1. Создание условий для инвестиций средств и технологий в промышленность и сферу услуг.

Для этого усиливать налоговый пресс и финансовые санкции для предприятий, с критичным состоянием основных фондов, повышенной ресурсоемкостью, нерациональным использованием производственных территорий, помещений и пр., т.е. не стимулировать внедрение инноваций, а карать за устаревшие технологии производства.

  1. Некоторые черты реформ могут быть заимствованы из опыта следующих стран:

7.1.            Сингапур (в контексте создания корпоративного государства с ослаблением роли партий и усиление персонального членства граждан).

7.2.            Грузия (в контексте создания новых и роспуска советских органов государственной власти).

7.3.            Финляндия (как социальное государство, сохраняющее баланс между экономическим сотрудничеством с Россией и политическим сотрудничеством с ЕС).

Главное – срок эксплуатации механизма «УССР» истек. Социальная и экономическая катастрофа неизбежна. Но ее можно предупредить и предотвратить. Пока. Но времени мало. Сегодня нет ни одной политической силы, которая готова ради своих корпоративных интересов реформировать общество. Даже перед посадкой на «Титаник» нашей новейшей истории…

Григорий Грин, консультант

4 Comments

  1. Останнім часом не довіряю я розмишлізмам, писаним мовою москидів. Пропаганда московська там в середині…

  2. У даній статті не так важливо, якою мовою написано, як ЩО пропонується і ЧОМУ. Ще не доводилося читати настільки цілісного, системного аналізу українського суспільства, як і настільки доцільних пропозицій. Дійсно, тільки докорінна реформа всіх соціальних інститутів і побудова нової держави може врятувати Україну від гострої соціальної кризи вже в недалекому майбутньому.

  3. Дуже гарно відносно, ЩО потрібно зробити. Тепер, будь ласка, ЯК це зробити.

  4. Социальная катастрофа неизбежна, надо быть слепым либо наивным чтоб верить что мы сможем избежать “Грузинского” либо “Ливийско-Сирийского” сценария. “Языковой” закон – лишнее тому подтверждение. В Украине никогда НЕ БЫЛО И НЕТ “проблемы русского языка”!!! Державну мову треба ПОВАЖАТИ, незважаючи на те , якою мовою ви спілкуєтесь у повсякденному житті. Чомусь в Россії питання української мови навіть не розглядаеться, при достатній кількості вихідців з України… Так що для сучасної освіченої людини не може бути жодних проблем у вивченні державноі мови, все інше – це відверта НЕПОВАГА до УКРАЇНСЬКОГО народу та нації. Я все життя розмовляю та навіть думаю російською, але це не значить що я повинен “йти до чужого монастиря зі своїм уставом”. Державна мова повинна бути одна. Единственная проблема – это целенаправленная работа на социальный, политический и экономичекий РАСКОЛ и РАЗВАЛ Украины – которая идет сейчас полным ходом. И абсолютно неважно на каком языке говорить эти страшные но правдивые слова. Хоть на английском – суть та же. Наш “великий и могучий” северный сосед НИКОГДА не даст нам жить по-человечески, пока мы не вернемся с челобитной в кремлевские палаты… Посмотрите на ТРАГЕДИЮ Чеченского , Осетинского, Грузинского, Дагестанского, Таждикского народов – НЕУЖЕЛИ ЭТОГО МАЛО???

Comments are closed.