Ни для кого не секрет, что смена политической власти в Украине не изменила положение дел в бюджетах всех уровней, которое можно охарактеризовать одним только словом великого классика – воруют!
Сложившаяся незыблемая система оборота бюджетных средств выдержала все проверки на прочность в виде любых реформ и революций. Да, предпринимаются какие- то полумеры, да, воровать из бюджета становится все труднее, но суть проблемы остается неизменной. Сегодня вообще возникает уникальная ситуация – теперь проблема в том, что из бюджетов разворовывается гораздо меньше денег, чем туда не доходит.
Как же возникают бюджетные дыры космических масштабов, в которых бесследно исчезают бюджетные деньги? Неужели ничего нельзя с этим поделать?
В поисках ответа на эти вопросы мы воспользовались приглашением для СМИ и приняли участие в семинаре «Бюджетный процесс глазами граждан», прошедшем в минувшую субботу в Измаиле. Семинар состоялся в рамках инициативы «Гражданское общество и СМИ – за прозрачные местные бюджеты!», которая охватывает уже 15 городов Украины и проводится при финансовой поддержке Европейского союза и Посольства Финляндии в Украине. Организаторами Измаильского семинара выступила общественная организация «Региональный аналитический центр» при участии Одесской областной организации «Комитета избирателей Украины».
Главной темой семинара, тренером которого выступил широко известный в Украине эксперт по гуманитарной и молодежной политике, глава «Бюро анализа политики» Виктор Бобыренко, стала организация общественного контроля за бюджетными процессами на местном уровне.
Нужно отдать должное маститому тренеру – обладая не только огромным практическим опытом, но и мощной харизмой, подкрепленной чувством юмора и иронией (Виктор Бобыренко – в прошлом капитан студенческой команды КВН), он в доступной форме, что называется «на пальцах», разложил по полочкам весь бюджетный процесс.
Вкратце ситуация с местными бюджетами подобна мутной воде, в которой плавает крупная, средняя и мелкая рыбешка. Бюджетный процесс для непосвященных окутан завесой тайны, где под покровом темноты свершаются не менее темные делишки. Чтобы в этом убедиться, ответьте на простые вопросы: сколько денег составляет бюджет вашего района, города, села? Какие статьи составляют его доходную часть? Ладно, не расстраивайтесь, ответов не знают даже некоторые из самих же депутатов.
Сделанные столичным экспертом выводы неутешительны: основная причина почти всех бюджетных прорех – манипуляции нечистых на руку депутатов при пассивности остальной части депутатского корпуса. В ходе семинара Виктор Бобыренко привел примеры традиционных «депутатских тем» и раскрыл несколько шаблонных «схем» для применения народными избранниками своих криминальных талантов с целью получения незаконных прибылей. Земельные участки, тендерные процедуры, ЖКХ, организация перевозок, приватизация и отчуждение коммунального имущества, – словом, везде, где мы с вами теряем свои кровные денежки, первыми, кто их с готовностью поднимает и кладет себе в карман – это хорошо нам всем знакомые «слуги народа». А добавить сюда неуплату ими же налогов, получение незаконных льгот и преференций, создание фиктивных общественных организаций и фондов и т.д, и т.п… Проще говоря, незачем тупо пилить бюджет, когда существует масса «законных» способов отжима денег у населения!
Картина, что и говорить, для нас с вами, простых граждан, безрадостная. А что в плане безнадежности? И что мы можем сделать, чтобы залатать бюджетные дыры? Как выяснилось, здесь не все так плохо. По словам Виктора Бобыренко, уже сейчас в Украине есть и положительные примеры организации эффективного контроля за местными бюджетами, правда, пока только в нескольких городах. Там депутаты под давлением общественности и СМИ вынуждены были навести порядок в бюджетах.
Схема общественного сопровождения бюджетных процессов довольно проста и включает в себя три ключевых момента.
Во-первых, принятие местного бюджетного регламента, то есть единого установленного порядка для совершения всех бюджетных процедур, что даст возможность контролировать процесс на всех стадиях – от планирования до исполнения.
Во-вторых, это полная публикация на сайтах местных органов власти перечня всего коммунального имущества и земли.
И в-третьих, тотальный контроль за любыми попытками отчуждения имущества.
Опыт показал, что для того, чтобы действительно навести порядок в местных бюджетах – необходимо постоянное, ежедневное общественное давление. Там, где власть под прицелом – воруют меньше и бюджеты прозрачные.
Особенную остроту эта проблема приобретает в связи с предстоящими выборами в местные органы власти. Сейчас нашему обществу необходимо выбрать депутатами людей, которые будут работать на громаду, а не на свой карман. И надо требовать от депутатов нового созыва реализации института общественного контроля за местным бюджетом, который должен быть прозрачным и открытым. Только это сможет рассеять темноту, скрывающую все бюджетные махинации от широкой общественности. Нужно понимать, что бюджет – это наши деньги и мы вправе их контролировать. Как сказала бывший Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер: «На самом деле нет никаких государственных средств – есть только деньги налогоплательщиков».
Сергей БЫКОВСКИЙ