Вот на первый взгляд довольно странная ситуация. Очень часто люди одного склада, схожих систем ценностей и мышления чуть ли не противоположным образом оценивают происходящее в стране.
А разгадка проста. А нас сейчас есть две совершенно разные картинки и при этом верны они обе.
С одной стороны реформы и какие-то позитивные изменения в обществе таки идут. Причем признают это кажется все разумные люди. Да, идут намного медленнее чем хотелось бы. Но есть масса совершенно объективных и еще больше субъективных причин, по которым заставить систему меняться намного быстрее невозможно или как минимум крайне сложно. Просто потому что тормозящих сил в разы, а то и на порядки больше, чем разгоняющих. И война в данном случае не главное, она лишь завершает картину делая невозможными излишне резкие движения и сжирая дикое количество всех видов ресурсов. А главные причины в том, что по большому счету нет ни единой мощной группы, заинтересованной в быстрых изменениях. О какой бы значимой реформе не шла речь, она с одной стороны прямо ущемляет коррупционные интересы “профсоюза олигархов” и “профсоюза чиновников”, а с другой крайне непривлекательна в своих сиюминутных проявлениях для нашего крайне патерналистски настроенного общества. И соответственно любые попытки резко крутнуть в эту сторону руль сразу приведут и к резкой активизации популистов, которые на деньги и ресурсах первых соберут голоса вторых могут полностью перехватить власть.
И люди, видящие в первую очередь эту картинку скорее радуются тем изменениям, которые все-таки идут, чем огорчаются из-за тех, которых до сих пор нет. Пусть медленно, но мы поднимаемся по лестнице. Рано или поздно, но выберемся.
А вот другая картинка. Мы сейчас бежим по эскалатору, едущему вниз. Причем эскалатор этот вне нашей власти, мы можем менять только скорость своего по нему движения. Как минимум этот эскалатор весьма ощутим в области экономики, а особенно образования и науки. Еще присутствует в области инфраструктуры. И чем лучше человек представляет себе ситуацию в одной из этих областей, тем острее они чувствуют движение этого эскалатора. Не буду писать о науке и образовании: там на мой взгляд ситуация еще страшнее, но там я недостаточно хорошо ориентируюсь чтобы утверждать что-то наверняка. А вот в социально-экономической сфере я его движения ногами чувствую. Потому что против нас из не зависящих от нас факторов как минимум демография и миграция. Причем если демография процесс достаточно стабильный, то трудовая миграция как раз набирает обороты и мы еще даже не начали всерьез ощущать связанные с ней проблемы. А есть еще и фактор бюджета. Повышение налогового давления выдавливает экономических акторов, уменьшение базы ведет к повышению налогового давления для сохранения минимального финансирования расходных статей. И при этом ухудшающееся состояние инфраструктуры требует все возрастающих затрат на ее поддержание.
И если человек перед глазами все время держит именно эту картинку, то для него любое промедление выглядит чуть ли не как умышленный шаг к катастрофе. Потому что он в каждую минуту сравнивает скорость бега со скоростью эскалатора.
Я сам попеременно воспринимаю происходящее то с одной, то с другой картинки. Отчего часто мои реакции выглядят, да наверное и являются, не слишком последовательными. Но главное, что мне никак не удается совместить две картинки и при этом получить хоть сколь-нибудь устраивающий меня ответ. Если двигаться с комфортной скоростью, избавляющей от риска потрясений, то эскалатор нас утащит вниз. Если рвануть на максимальной возможной скорости вверх, а луче попытаться спрыгнуть с эскалатора, то неминуем на мой взгляд социальный взрыв. А вот где золотая середина и как найти ее я понять никак не могу.
Джерело: Facebook автора
І чому справу Лещенка довірили перевіряти тим, хто сам під підозрою? Той же Рябошапка Руслан (від НАЗК) – має темні історії – зокрема в своїй декларації за 2015 рік він «забув» вказати банківську операцію – йому на рахунок впало 270 000 гривень. від «Програми розвитку OOН в Укpaїні»