Украинская общественность уверена, что вертолет Виктору Федоровичу нужен для комфортного путешествия к месту работы. На самом деле – это не так.
Слово председателю Херсонской областной государственной администрации Николаю Михайловичу Костяку. Рассказывая о своих личных успехах на поприще привлечения инвестиций в вверенную ему вотчину, он сообщил фундаментальную новость: «Мы договорились с силовиками, что не будем препятствовать инвесторам. Также, под каждый проект, мы создаем рабочие группы облгосадминистрации, благодаря которым у инвестора не возникает проблем при оформлении документации».
В эту фразу нужно вчитаться. В этой фразе – глубинные пласты смыла. И пусть вас не смущает ее краткость.
Так, в капле воды отражается весь океан. Так, микроскопическая ДНК несет полную информацию о живом организме. Так, опытный техник распознает по звуку модель вертолета…
Давайте вникнем. Ну, во-первых, что значит: государственная власть договаривается с силовиками, что бы они не ПРЕПЯТСТВОВАЛИ? Получается, что раньше люди в погонах все-таки препятствовали! А вот теперь, после блестяще проведенных переговоров, они встали на путь исправления, и больше не будут чинить препоны (в смысле доить) предпринимателей? Так нужно понимать сказанное?
А во – вторых, вдумайтесь в управленческое решение(!): государственная власть ДОГОВАРИВАЕТСЯ с силовиками! У нас что, на Херсонщине в частности и в Украине в целом, силовики уже стали самостоятельной стороной договора? И могут предложенный властью договор не принять? Проигнорировать? Сказать: нет, Коля (или Витя), а мы не согласны? Мы предлагаем свой вариант развития событий?!
Живо представляю картину маслом: Иосиф Сталин договаривается с Лаврентием Берия.
Или так. Эпоха мягкого Брежнева. Застой. Бюро обкома КПСС. Первый секретарь, доводя генеральную линию коммунистической партии, договаривается с областным милиционером…
Дико?
А вот представитель украинской государственной власти гордо рапортует, что успешно договорился с силовиками. И никому не дико. И никто с белым халатом к нему не спешит. Вышестоящее начальство громов и молний не мечет. Все о`кей. Заявление государственного мужа воспринимается как устоявшаяся норма. Как успешное управленческое решение.
А может, кромчий Херсонщины трошки, того, переутомился? Нет! Николай Михайлович Костяк (выполняющий волю Президента Украины в области), очень деятельный, умудренный опытом, энергичный человек. Он давно работает в системе. Просто долгая работа в системе делает банальщину – подвигом, а извращение – нормой.
То, что сказал Костяк, мог сказать любой другой губернатор. Для них перекосы (мягко говоря) в системе управления страной уже давно обыденность. Поэтому абсурд выдается за образцовое поведение, а отстой – за государственную мудрость.
Однако попробуем поставить вопрос иначе. А мог бы, к примеру, Костяк не договариваться, а приказывать погононосителям? Мог бы. Теоретически. А практически нет. Он ведь не глупый. Зачем ему быть осмеянным.
Приказывать можно тем, кто от тебя зависит. Тем, кому можно что-либо запретить.
В Украине идет массовая продажа званий и должностей. Это общеизвестный факт.
Что может запретить губернатор? Выторговать должность? Купить очередную звезду?
Когда в каждом закутке страны организован мощный топ-сейл «вкусными» полномочиями, в карьерном продвижении побеждают не те, кто хорошо Родине служит, а тот, кто грамотно выстроил финансовые потоки по властной вертикали. Побеждают не служители Отечеству, а крепкие хозяйственники в погонах, для которых жизненные планы – череда сделок с нарастающим итогом.
Бизнесмену в погонах нельзя приказать. С ним можно только договориться. Стимулировать его личный интерес.
В итоге любая директива, любой приказ, спущенный сверху, рассматривается через призму коммерческой выгоды. В результате, самое лучшее начинание вязнет в желании получить прибыль. Личная десятка всегда ломает государственную тысячу.
На этом можно было и закончить. Все и так ясно. Управленческий коллапс со всеми вытекающими.
Но, спросите вы, а где же проанонсированный вертолет?
Отвечаю: вертолет, для Виктора Федоровича, не роскошь и не средство передвижения. Это такой же атрибут его власти как бронежилет, Беркут и большинство в Парламенте.
В системе, которую он унаследовал, а главное, которую он укрепляет, в системе, где все продается, где все построено на договоренностях, на шатких балансах, – любое случайное потрясение обернется катастрофой.
Причина: желающих рисковать своей жизнью ради спасения системы не найдется. Силовая структура, построенная торговых сделках, монолитна до первого выстрела. Вы соберите сто барыг – не получите одного самурая. Коммерсанты в погонах не готовы гибнуть ни за свои, ни (тем более!) за чужие ценности. Деньги зарабатываются, что бы ими пользоваться, а не затем, что бы за них гибнуть!
Если случится событие более серьезное, чем митинг на Майдане, нашего Президента, защищать (как, к примеру, защищали Муаммара Кадафи) никто не будет. Но Виктор Федорович дальновидный политик. Он подстраховался. На этот случай, у него уже имеется прекрасный ассиметричный ответ – вертолет.
Крылатая техника дает возможность, прячась за складками рельефа от систем наведения ПЗРК, рвануть в направлении государственной границы…
Об этом, собственно и сказал Херсонский губернатор.