Женщина в политике: беглый взгляд на проблематику
Наверняка большинству ярых любителей почитать литературу о политических интригах с участием представительниц слабого пола, известны имена таких видных женских персонажей мировой истории как Аспазия, Клеопатра, Феодора, Туркан – хатун, Роксалана и т.д. Некоторые из них благодаря прогрессивным начинаниям и инициативам закрепили за собой статус достойнной помощницы своего супруга-монарха, а иные совсем наоборот, зарекомендовали себя как умелые интриганки, которых больше волновало личная выгода, слава, безграничные возможности распоряжаться материальными ресурсами государства, нежели имидж мужа и интересы отчизны.
К первой категории, можно отнести Аспазию, которая несмотря на бесславный конец, запомнилась грекам как вдохновительница демократических реформ в древних Афинах осуществлённых её супругом Периклом, находившимся под сильным влиянием этой мудрой женщины, прошедшей благодаря своему интеллекту, непростой жизненный путь от гетеры до «первой леди».
В качестве противоположенного примера можно вспомнить Туркан – хатун и Клеопатру. Историки не берутся отзываться о них однозначно, ведь во имя власти первая без всякой пощады расправлялось со всеми, кто представлял собой хоть малейшую угрозу её авторитету при Сельджукском дворе. Не случайно, что от сетей этой турчанки не смог уйти даже Низам аль – Мульк великий визирь, «серый кардинал» своей эпохи. Ряд исследователей, считают, что в физическом устранении визиря, наряду с ассасинами основные подозрения падают именно на нее.
Интриги же Клеопатры слишком известны, чтобы перечислять их. Что касается Феодоры и Роксаланы, то, не затрагивая вопрос их влияния на политическую жизнь соответственно Византии и Османской империи, историки с восторгам отзываются о гибкости, которую эти женщины проявили в осуществлении придворных интриг и ликвидации противников. Иначе, никак нельзя объяснить то, как Феодора от обычной проститутки, а Роксаланы от пленницы смогли преодолеть сложный путь до первой леди.
К теме об исторической роли женщин в политике историки обращались не раз. По данному вопросу написано достаточное количество интересных и захватывающих книг, как на Западе, так и на Востоке. Среди них особо можно выделить труд турецкой исследовательницы Бахрии Учок «Женщины – правительницы в мусульманских государствах», монографию средневекового французского историка Жака Роэрга де Сервье «Жёны двенадцати цезарей», а также книгу современного украинского автора В.Т.Пономарёва «Женщины – шпионы: страсть, авантюра, приключение» и т.д.
«Позабытая Клеопатра», или почему молчат об Инандж хатун?
К глубокому сожалению большинства восточных народов, в том числе и азербайджанцев, не в одном из вышеупомянутых авторов мы не можем найти подробное освещение деятельности ярких женских персонажей азербайджанской истории. Ведь, история этой страны изобилует примерами женской отваги, мудрости и коварства. Достаточно вспомнить правительницу масаггетов Томирис, уничтожившую в неравном бою армию персидского царя Кира Великого, героизм который в своё время восхвалял «отец истории» Геродот и победе которой Питер Пауль Рубенс посвятил знаменитую картину – «Царица Томирис перед головой Кира». К этому списку можно отнести также имена Сары – хатун, первую женщину – дипломата в истории Азербайджана (XV век), сыгравшую значимую роль в укреплении государства Ак-коюнлу, и успешно возглавившую сложные дипломатические переговоры с Османской Турцией по вопросу раздела имущества Трапезундского королевства, после покорения последнего турками. Авторитет этой женщины был настолько велик, что ходе переговоров султан Мехмет Завоеватель (1451-1481) обращался к ней со словами «уважаемая мать».
Однако в истории Азербайджана есть ещё одно имя, на которое как мировая, так и отечественная историческая наука забила в прямом смысле этого слова – Инандж Хатун (XII век). В отличие от Томирис и Сары хатун, о которых порой вспоминают пусть даже в общих чертах, Инандж – хатун до сих пор остается неизвестной тёмной и не изученной страницей. Данные же о ней приходиться по крупицам собирать из различных работ посвященных истории Ближнего Востока ХII столетия. Первый раз об этой женщине в своём фундаментальном труде «Государство Атабеков Азербайджана» заговорил глыба современной востоковедческой и исторической науки Азербайджана Зия Буниятов. Однако в упомянутой книге Зии Мусаевича, Инандж хатун не является центральным персонажем и её интриги рассматриваются на фоне пёстрых политических и социально-экономических процессов протекающих в империи Атабеков. Однако, не смотря ни на что книга «Государство Атабеков Азербайджана» по сей день является основным серьёзным научным источником в азербайджанской историографии, на основе материалов которого хоть как-то, пусть даже частично возможно восстановить исторический портрет этой великой интриганки.
Из зарубежных авторов, осветивших данную тему в своей книге «1185 год: Восток – Запад» в довольно интересном, популярно-повествовательном стиле, можно отметить советского фантаста, учёныного-востоковеда И.Можейко (1934-2003). В рассказе «Госпожа Инандж хатун», автор во всей красе передаёт эмоциональную картину политической борьбы при атабекском дворе, где Инандж хатун до самой смерти оставалась центральной фигурой, так скажем двигателем и катализатором кровавых баталий.
Жаль, что до сих пор кроме этих двух упомянутых книг, больше нигде личность этой необыкновенной женщины не находит должного отклика ни у отечественных историков, ни у их зарубежных коллег.
Ведь, деяния Инандж – хатун всячески заслуживают быть изученными и популяризированными как среди её соотечественников, так и во всём мире.
За всю истории Азербайджанской государственности сложно найти вторую такую царицу, которая своими интригами лишила жизни стольких влиятельных политических фигур, даже самого царя Кызыл Арслана (1187-1191), и, несмотря на все опасности и смертельные ловушки, устроенные для неё до самого последнего уверенно шагала к поставленной цели.
Будучи женой второго правителя, Атабеков Мухаммеда Джахана Пехливана, она долгое время оставалась в тени своего мужа, и выдвинулась на политическую сцену как серьёзная фигура лишь после его кончины. Попытаемся по мере возможности вкратце проследить её жизненный путь.
«Достойная учёница великого учителя»
Этот заголовок полностью оправдывает себя на примере Инандж – хатун и Мухаммеда Джахана Пехливана (1176-1187). Именно под руководством и непосредственным влиянием своего мужа Инандж хатун на протяжении длительного времени изучала секреты политических интриг и тайные методы придворных противостояний, в результате чего смогла состояться как умелый политик и стратег. У Джахан Пехливана действительно было чему научиться, ведь унаследовав престол от своего отца, основателя государства Атабеков Шамседдина Эльдениза (1136-1176) он не только укрепил позиции центральной власти, обуздав попытки беспредела со стороны крупных феодалов, но и мастерски как говориться «без пушек и солдат» ликвидировал ряд внешних угроз. Достаточно вспомнить, то, как благодаря эффективной агентурной сети Джахан Пехливан отравил правителя Иракского Сельджукского султаната Арслан – шаха, который во главе крупного войска направлялся в сторону Азербайджана, и посадил на трон его же сына – султана Тогрула III.
В годы правления Пехливана государство Атабеков значительно расширилось, и в его состав вошли такие владения как Тебриз и Марага. У Джахан Пехливана были две жены, наиболее популярной и любимой из которых являлась Инандж – хатун. О происхождении этой женщины нет никаких данных, известно только то, что она была дочерью правителя Рея, современного Тегерана. Само имя Инандж тюркского происхождения, что даёт нам веский аргумент считать её турчанкой – азербайджанской.
Инандж хатун родила от атабека двух сыновей, и ожидалось, что один из них, точнее её старший сын Кутлуг Инандж, унаследует трон отца после его кончины. Однако Джахан Пехливан на смертном одре разочаровал Инандж хатун, поступив по своему – новым правителем был объявлен его брат Кызыл – Арслан. Согласно завещанию после Арслана трон должен был перейти к Абу Бакру – старшему сыну Джахан Пехливана от первой жены. Естественно, что амбициозная Инандж – хатун не желала мириться с таким развитием событий и именно тогда начался «восход её звезды». Мать заступилась за своих детей и начала отчаянную борьбу за права сыновей.
«Борьба за права детей»
С первых дней Инандж хатун пыталась перетянуть на свою сторону крупных феодалов, многие из которых были недовольны жёсткой политикой центральной власти. С этой целью она направляет им открытое письмо, в котором она призывала феодалов восстать против назначенного наследника и объясняла это тем, что мать Абу Бакра была обычной наложницей, что считалось в то время позорным случаем. Инандж мастерски заметила «ахиллесову пету» в отношениях центральной власти и местных феодалов, и решила сыграть именно на этом тонком нюансе. Как известно в то время государство Атабеков имело тесные связи с Государством Иракских Сельджуков и последние не оставались без различными к происходящем в Азербайджане.
В то время правителем Иракских Сельджуков был султан Тогрул III старый знакомый Инандж хатун. Он также как крупные феодалы был не доволен Кызыл Арсланом и при первой же возможности пошёл на него войной. Это был первый серьёзный политический успех, ведь не имея в своём распоряжении серьёзных ресурсов, она чужими руками объявила войну своему основному неприятелю, сумев умело сыграть на противоречиях сторон. 1187 – году в ходе Хамаданской битвы объединённые войска крупных феодалов и Тогрула наносят поражение армии Кызыл Арслана. Последний бежит к багдадскому халифу ан-Насиру. С первого взгляда всё шло по плану и Инандж – хатун могла принимать поздравления по поводу успешного исхода задуманной интриги, однако Кызыл Арслан не собирался сдаваться. Убедив халифа в том, что султан Тогрул и его союзница Инандж хатун всячески противятся влиянию халифата, он добивается крупного похода против союзников.
Не успев посадить своего сына Кутлуг Инанджа на азербайджанский трон, и насладиться плодами победы Инандж-хатун была вынуждена отбиваться от новой угрозы. 1188 – году первой бой между халифской армией и войсками Тогрула завершаются в пользу последнего, однако повторное наступление халифатской армии разносит армию союзников в пух и прах. Тогрул был вынужден бежать в Исфахан, и долгое время скрываться от победителей. Наконец после длительного поиска агенты Арслана настигают Тогрула в Нахичиване, где и берут его под стражу.
В результате для Инандж – хатун складывается достаточно неприятная, точнее опасная и непрогнозируемая ситуация. Однако гибкий ум этой привлекательной женщины и на сей раз проявляет себя во всей красе. Она кардинально меняет тактику, соответственно и друзей.
Сумев хитро, подобно лисе подкрасться к Арслану она за короткое время очаровывает победителя, и спустя несколько месяцев выходит за него замуж. Понятно, что женившись на вдове своего покойного брата, Арслан, придерживался известной тактики – приблизить неприятеля к себе. Он надеялся, что находясь рядом с «змеёй» он заставить её танцевать только лишь под его музыку. А Инандж хатун думала совсем о другом – как бы побыстрее убедить Арслана изменить завещание Джахан Пехливана в пользу её сына.
«Перехитрив одного, оказалось в сетях другого»
3 года совместной жизни убедили Инандж – хатун в том, что её расчеты относительно Арслана полностью провалились. Арслан не только не желал знать сыновей Инандж, но и делал всё для того чтобы отчистить путь Абу Бакру, сыну Пехливана от второй жены к трону. Ведь, Абу Бакр был его ставленником и не раз доказывал свою преданность атабеку. Параллельно Арслан всячески прижимал бывших союзников Инандж, презирая их как предателей.
К началу 1191 – года Инандж полностью определилась в том что Арслан никогда не сделает, того на что она так надеялась на протяжении предыдущих лет. Оставался лишь один путь – физическая ликвидация Арслана. Для Инандж это было не впервой, имея за спиной солидный опыт грязных интриг, она решилось на очередной смертельный трюк. Ведь покушение на Арслана в случае провала могло стоить ей и её сыновьям жизни. Собрав вокруг себя недовольных Арсланом вельмож, она тщательно продумало все шаги, а главное лично возглавила план ликвидации.
Осенним утром 1191 – года после бурной ночи любви с Инандж хатун Арслан был найден мёртвым в своей постели. Инандж могла насладиться очередной победой, ведь труп основного врага был у её ног. Очень странно, что Арслан зная нрав своей супруги и при наличии эффективной шпионской сети не смог вовремя разгадать её намерения. Этот факт делает Инандж – хатун честь как интриганки, и лишний раз доказывает её мастерство в реализации столь опасных действий.
Однако и на сей раз, ей не суждено было одержать окончательную победу и воздвигнуть сына на азербайджанский престол. Воспользовавшись хаосом в стране, многие крупные феодалы начали отрекаться от центральной власти, да и узник Тогрул умудрился сбежать из Нахичевани. Собрав вокруг себя крупную армию, он вновь начал борьбу за власть. Вскоре Инандж – хатун поняла, что наибольшие шансы прийти к власти именно у Тогрула, и решила применить похожую тактику к своему бывшему любовнику. В написанном Тогрулу письме, она клялась ему в вечной любви, призывая его к союзу против врагов государства. Однако Тогрул наученный горьким опытом прошлого уже не был тем наивным полководцем, которого можно было так просто обвести вокруг пальца.
Получив письмо от Инандж, Тогрул решил поступить её же методом – сначала приблизить к себе, а потом ликвидировать. В силу своего плана Тогрул сразу же принял предложение Инандж, и показав себя безумно влюбленным женился на женщине, которая была значительно старше него. Однако в отличии от покойного Арслана Тогрул установил за супругой пристальное наблюдение, что позволило ему вскоре разоблачить её намерение ликвидировать мужа. Средневековые летописцы сообщают, что поручил одной из своих преданных рабынь ни на минуту не оставлять Инандж без присмотра, и информировать его о каждом её шаге, что и в результате оправдало себя. Узнав о подготовленной для него чаше с отравленным вином, Тогрул поступил хладнокровно, оставшись наедине со своей супругой, он заставил Инандж выпить ей же приготовленное вино. И.Можейко в своей книге «1185 год: Восток-Запад» довольно красочно и психологически описывает эту сцену, сохраняя при этом историческую действительность:
«Прошло несколько недель, и наконец, рабыня, которую Тогрул приставил следить за супругой, сообщила ему то, что он давно ждал, но боялся услышать.
Рабыне удалось узнать, что вечером султанша пригласит к себе Тогрула для переговоров о приданом. Она предложит ему кубок шербета. Шербет будет отравлен.
Когда вскоре Тогрулу сообщили, что султанша приглашает его в свои покои, он был готов к встрече.
Верные гуламы остались за дверью: по первому знаку они должны были ворваться в комнату Инандж-хатун.
Тогрул был оживлен. Инандж-хатун также пребывала в отличном настроении: она была покладиста и обещала султану, что завтра же отправит людей за сотней тысяч динаров.
Тогрул старался не встречаться глазами с женой. А та вела себя столь естественно, что Тогрулу стало страшно: а если бы рабыня не услышала? Значит, он сегодня ночью был бы уже мертв? Молодой, стройный, красивый великий султан сельджуков, которому так хочется жить, был бы мертв, и его убила бы эта раздобревшая, с крашеными полосами и слишком черно выведенными бровями женщина? Как убила Кызыл-Арслана. И скольких еще? Тогрул не мог больше вынести ожидания.
— Жарко у тебя, — сказал он.
— Жарко, — согласилась Инандж-хатун и тут же продолжала речь о незначащих делах, которых никогда не будет.
— Я хочу пить, — сказал Тогрул.
Султанша хлопнула в ладоши.
Тогрул видел, как слуга наливает шербет в прозрачный бокал. Потом Инандж-хатун поднялась, взяла бокал и понесла к мужу.
Тот поглядел бокал на свет и громко произнес:
— Питье отравлено.
Это был условный знак.
В комнату вбежали гуламы. Обнаженные кривые сабли блестели в мускулистых руках.
— Ты ошибаешься, — сказала Инандж-хатун.
— Если я ошибаюсь, тогда выпей, — сказал султан.
— Разумеется, — ответила Инандж-хатун.
Она протянула руку, взяла бокал и выпила, глядя в глаза Тогрулу.
И он вспомнил, когда видел этот взгляд: много лет назад на пыльной площади перед дворцом, когда Инандж-хатун вывела двух мальчиков и смотрела на Кызыл-Арслана, прежде чем пасть ему в ноги.
Тогрул был растерян. Он ожидал, что Инандж-хатун упадет и будет корчиться, умирая. А она стояла спокойно, чуть улыбаясь.
Весь вечер Тогрул в гневе метался по своим покоям. Эта гюрза снова провела его. И смеется сейчас, зная, что он не смеет ее убить. Деньги, ему нужны деньги!
Ночью Тогрула разбудили.
Только что скончалась его супруга Инандж-хатун. От яда.
Яд оказался медленно действующим. Султанша не хотела, чтобы подозрение в смерти мужа пало на нее».
Труп бывшей владычицы сердец и умов некоторое время провалялся на полу дворца Атабеков. Вот таким бесславным образом закончилась жизнь женщины долгое время задававшей тон внутренней и внешней политике Азербайджана, водившей за нос многих видных полководцев и политиков. «Машины смерти с милым и обаятельным ликом» не стало.
«Дух интриганки тоже мстить – смерть Тогрула»
Смерть матери заставила её сыновей бежать из страны, а трон, на котором за последний год формально восседал старший сын Инандж – Гутлук Инандж после долгих баталий достался Абу Бакру, который в свою очередь превратился в бесправного вассала Тогрула. Правда, Гутлук Инанджу всё-таки удалось отомстить за мать и он с помощью вторгшихся в Азербайджан, и Иран Хорезмшахов разбил Тогрула в сражении в 1194 – году. Впоследствии Гутлуг Инандж собственноручно обезглавил раненного Тогрула и принёс его голову в качестве дара самому Хорезмшаху. Однако, Гутлуг Инанджу также не удалось вдоволь насладится своим успехом и спустя год после этих событий он при невыясненных обстоятельствах отошёл в мир иной. Страна же после этих баталий продолжала жить условиях междоусобной феодальной войны, кровавых расправ и интриг вплоть до самого прихода монголов.
Как говорил великий Шиллер – многие правительственные тайны прячутся за складками женской юбки. Инандж – хатун есть наилучшее подтверждение сказанного. Факт остаётся фактом – без изучения политических интриг Инандж Хатун, невозможно полностью пролить свет на истинные причины многих кровавых событий протекающих при дворе Атабеков, в самые не простые для этого государства годы.