сегодня мы говорили с Katja Petrowskaja
о том, что 75-летие бабьего яра совпало со 150-летним юбилеем “первого президента украины”, главы центральной рады михаила грушевского.
в этот день президент петр порошенко произнес две речи. ни в одной из них грушевский не был упомянут. минута молчания по шимону пересу была, а про грушевского не было.
а зря. можно было вспомнить хотя бы то, что именно благодаря грушевскому в украинском языке стало нормой слово “еврей”.
а не “ж#д”
в 1918 году евреи-депутаты центральной рады заявили что им неприятно слово “ж#д”, употребляемое некоторыми ораторами. на что грушевский заявил, что хотя слово «ж#д» в украинском языке не содержит ничего оскорбляющего, он просит ораторов не употреблять его, а говорить «еврей», поскольку украинцы которые пытались избавится от названия “русин” или “малоросс” и называться “украинцами” должны понимать чувства своих еврейских сограждан.
еврейские и украинские диссиденты советских времен не забыли бы в день бабьего яра вспомнить о грушевском.
вот как вспоминает митинг в в бабьем яру в 1966 году рафаил нахманович:
“Ну, первым делом я пошел к Некрасову Виктору Платоновичу и рассказал ему об этом. Он, конечно, зажегся, поскольку эта тема – того, что делалось Советской властью в Бабьем Яру – очень его волновала <…> Некрасов подошел к телефону, который висел у них в квартире на стене – это еще были такие аппараты настенные, и стал звонить в Киев, в Москву, по-моему, даже в Ленинград. И всем говорил: «29-го хочу тебя видеть рядом с собой». С этого началось. После этого он рассказал Дзюбе, рассказал еще ряду украинских поэтов. А 29-го была еще годовщина смерти Грушевского, и поэтому они собирались на могилу на Байковом. И вся эта компания 29-го пришла на Бабий Яр. А потом прямо оттуда поехали на Байковое кладбище и возложили цветы к могиле Грушевского”.
конец цитаты.
правда, нахманович немного напутал. это была годовщина не смерти, а рождения грушевского. столетний юбилей. но дело не в этом, а в том что в независимой украине про грушевского в день его 150-летия президент не вспомнил.
спичрайтерам – двойка.
катя сказала – “нам до уровня тех людей еще расти и расти”.
отаке.
Олександр Ройтбурд
Ілюстрація: Юрій Журавель