Послідовність скотства

Думаю, что многие уже с этим ужасом на видео из Краснодара познакомились. Но я вот о чем.

https://www.youtube.com/watch?v=YunMSGTeM78

Вспомнил себя первоклассником. Это было в 1973 году. Имен не называю, хоть помню всех. И помню “учительницу первую свою”. Она была заслуженным учителем СССР. Много нам рассказывала про то, как девчонкой партизанила…
Те, кто учился в советской школе, помнят борьбу за подстриженность у мальчиков. Так вот, был у нас пацан, который как-то забывал постричься, ходил не по-советски лохматым. Семья у него была простая, папа и мама без затей, то есть им многое было пофиг. Выходило так, что он обещал и не стригся. И терпение заслуженной учительницы лопнуло. В перерыве между последним уроком и продленкой она выстригла у преступника “дорожку” от лба до макушки. Потом нацепила ему на шею табличку с надписью “Я ОБМАНЩИК” и организовала экскурсию первоклашек из других классов (у нас был 1В, мы сидели на своих местах. А в школе были классы от А до Д), чтобы все это видели.

Маленький мальчик сидел, захлебываясь слезами и пытался закрыть руками табличку и учительскую отметину. На что получал крик “Убери руки, я сказала! Убери руки, чтобы все видели!” И все видели. Реакция детей была разная. Я почему-то запомнил лица – равнодушно не понимающие, расстроенные и сочувствующие, но боящиеся свое сочувствие проявить, радующиеся и злорадные… Детей приводили учителя. Их лиц я не запомнил.

Наверное это был первый в моей жизни травматичный опыт. Запомнилось ощущение того, что так быть не должно. Потом за мной пришла моя мама. И что-то, подойдя вплотную к “заслуженной”, тихо но зло ей сказала в глаза. Я увидел маму злой. Не сердитой (сердитая, моими стараниями, она бывала часто), а именно злой. Там были и другие родители. Но злость моей мамы запомнилась на фоне их молчания…

Как развивались события дальше – не знаю. Мы все отучились. В третьем классе все, и тот пацан тоже, благодарили учительницу за нашу начальную школу. И все было искренне. У нас все-таки было детство. Потом были другие учителя. В большинстве своем, замечательные люди. Но осталось ощущение того, что “что-то не так”. С возрастом я начал понимать, что не так.

Например табличка на шее, которая у нас ассоциировалась с карательными акциями фашистов. И которая не вязалась с образом советского партизана… Иногда вспоминаю тех первоклашек, которые радовались унижению того пацана. Их было много.

Многие наши беды заложены той школой. Где было страшно проявить несогласие. Где вдалбливался страх, не позволявший сочувствовать “нарушителю”. Где приветствовалось и санкционировалось унижение. Где родители и учителя молчали, хотя знали, что так быть не должно.
Глядя на краснодарскую воспиталку, я вспоминаю свою “заслуженную”. Ужас в том, что они обе абсолютно искренни в своем скотстве. Ужас в том, что взрослые, глядя на это скотство, не остановили “педагогов”. Ужас в том, что то, о чем я сказал в прошедшем времени, имеет место в настоящем. Ужас в том, что это есть и у нас…
Я не хочу, чтобы мой теперешний первоклассный (во всех смыслах) сын жил с ощущением, что в школе, в друзьях, в окружении “что-то не так”. Я не хочу совковых рецидивов. И я знаю, чего я хочу для него. Он должен уметь не соглашаться, иметь свое мнение и иметь силы поддерживать тех, кого унижает большинство. Он должен иметь достоинство. И еще он не должен жить в двух измерениях, когда надо играть в игры, навязанные системной идеологией стараясь при этом остаться собой. Тогда с ним будет все в порядке! И если учителя нам в этом помогут – то мы все на правильном пути.

Ігор Дубровський, Інформаційний центр “Майдан Моніторинг”