Пять лет назад, 19 февраля 2006 года, Ринат Ахметов связал политику и футбол простой и яркой формулой. «Мы победим вместе сначала „Лилль“, а потом вместе победим на парламентских выборах», — сказал он на первой и последней своей встрече с избирателями. Пишет «Зеркало недели».
Донецкий «Шахтер», правда, французский «Лилль» тогда не прошел. Но формула осталась. С тех пор никто и никогда в Украине не рассматривал футбол отдельно от политики. Евро-2012 связало эти явления еще сильнее.
События последнего времени, героями которых стали футбольные фанаты, изначально вышли за узкие рамки околоспортивной тусовки. История с благодарностью жителям Донбасса получила неожиданное продолжение — после бенефиса киевских ультрас пострадали… ультрас донецкие.
История оказалась драматичной и затянутой. Уже две недели поиски компромисса заканчиваются безрезультатно, потому что все участники конфликта «пошли на принцип».
Из последних новостей. По нашим сведениям, после кубкового матча с «Динамо» фанаты встретили команду в аэропорту и побеседовали с игроками на тему взаимоотношений клуба с болельщиками. Сторону ультрас однозначно принял защитник «Шахтера» Ярослав Ракицкий, которому нужное настроение создали еще в столице: когда динамовские фаны забросали зажигалками неосторожно приблизившегося к трибунам игрока, он вспомнил, что «в Донецке нет такого». Остальные высказывались менее определенно…
Начало всему, напомним, положило открытое письмо донецких болельщиков — неожиданно резкое и ультимативное. «В связи с все более нарастающими репрессиями со стороны органов МВД по отношению к футбольным фанатам в Донецке вынуждены объявить бессрочный протест и прекратить активную поддержку и создание каких-либо хореографий, а во избежание возможных обвинений и провокаций воздерживаться от посещения домашних игр «Шахтера»… Целью является сам факт выживания фанатской культуры, отказ от полной цензуры в перформансах и даже речевках», — написали ультрас.
Более того, болельщики подтвердили свои заявления делом — на домашней игре «Шахтера» и «Металлиста» фанатский сектор действительно пустовал. Донецкая команда тот матч проиграла. Возможно, именно это озлобило руководителей клуба.
Главный тренер «Шахтера» Мирча Луческу еще до игры обозвал протесты «детским методом». «Ультрас должны понять, что большие команды добиваются больших успехов вместе с болельщиками», — поучал фанатов наставник «горняков». «Непонятно, по чьей инициативе происходят эти акции, которые в итоге направлены против клуба и команды. Мы контактировали с милицией. Они говорят, что тоже не понимают, что происходит», — разводил руками гендиректор ФК «Шахтер» Сергей Палкин. «Скажу честно, я не обратил внимания на это», — прибил хрупкие ростки возможного взаимопонимания президент клуба Ринат Ахметов, когда поинтересовались его мнением о пустующем секторе ультрас.
Болельщики, обвиняющие милицию в «репрессиях», — это по определению нонсенс. Для настоящего фаната «обезьянник» если и не дом родной, то уж точно место не чужое. Перманентная ситуация легкой конфронтации с правоохранительными органами — часть их субкультуры, их образа жизни. Не важно, идет ли о речь об ультрас, заводящих публику на стадионе, или о хулзах, для которых футбол — это повод собраться и поиграть в «Бойцовский клуб».
Ключ к пониманию происходящего кроется в том, что имело место до написания процитированного воззвания. Деталями согласились поделиться участники ультрас-движения. Итак…
Зимой этого года между донецкими ультрас и милицией было заключено джентльменское соглашение. Со стороны МВД переговорщиком выступал Роман Романов, сейчас — начальник милиции общественной безопасности областного главка. «Тогда мы договорились о том, что в Донецке массовых драк или других акций с нашим участием не будет. Для того чтобы „помахаться“, мы выезжали за город. Взамен милиция обещала нам не запрещать никаких перформансов — маршей, баннеров, песен, речевок. До последнего времени это соблюдалось. А потом начался прессинг, причем одновременно в Донецке, Запорожье и Симферополе», — рассказали корреспонденту ZN.UA участники переговоров со стороны фанатов. Напомним, болельщикам симферопольской «Таврии» не так давно перепало на орехи от крымского «Беркута».
Чем вызвано давление со стороны МВД? На этот счет есть несколько версий. По всей вероятности, началась анонсированная ранее отработка т.н. категории С — болельщиков, чье поведение трактуется правоохранителями как агрессивное и опасное. Подобные операции проводили полицейские всех стран, где проходили крупные футбольные форумы. Составлялись картотеки, выносились негласные персональные запреты на посещение матчей и т.д.
В Донецке милиционеры подсуетились, и подошли к Евро-2012 с обширной базой данных о местном фанатском движении. Однажды на окраине города, в Путиловском лесу, хулзы донецкого «Шахтера» и запорожского «Металлурга» собрались для дружеской встречи стенка на стенку… Но развлечению помешал «Беркут». Не особо церемонясь, бойцы правопорядка окружили ристалище автозаками и принялись паковать всех подряд.
В актовом зале Киевского РОВД г. Донецка несколько часов кряду все задержанные писали объяснительные: ничего, мол, не делал, просто гулял в лесу в спортивном костюме…. Но в милиции остались их имена и поголовно снятые «пальчики». Так активисты попали в поле зрения органов, и органы потом не забывали о своих подопечных.
Хотя и не тревожили особо. А затем служба безопасности «Донбасс Арены» и милиция вдруг решили поиграть в полицию нравов. От фанатов стали требовать согласовывать речевки, баннеры, плакаты… «На матч с „Зенитом“ мы принесли вполне нейтральный баннер. Слева там был Срна с Кубком УЕФА, справа — Старухин с Кубком СССР, а посредине — темный силуэт с Кубком Лиги чемпионов. И подпись — «Вам есть над чем подумать». Но даже это нам не дали развернуть», — рассказали ультрас.
При этом, заметим, фанатам «Зенита» позволили пройти по улицам маршем с файерами, и в прочих выражениях поддержки своей команде не отказывали. Такая несправедливость до глубины души оскорбила донецких болельщиков. Тем более что ранее администрация клуба гораздо уважительнее относилась к постоянным обитателям ультрас-сектора. К примеру, в мае после поражения от «Динамо» болельщики добились неформальной встречи с игроками команды (пришли Срна, Хюбшман и Ракицкий) и потребовали от футболистов ответственнее относиться к играм чемпионата — мол, что-то занесло вас, парни, после успехов в еврокубках. Парни извинились и обещали исправиться. После такого уровня отношений посягательства на свою «свободу слова» были восприняты фанатами особенно болезненно.
Милиция заняла привычную позицию: ребята, мы не в курсе, а что случилось-то? «Заявление всех групп ультрас и активных фанатов „Шахтера“ о нарастающих репрессиях со стороны органов МВД по отношению к футбольным фанатам в Донецке вызвало недоумение», — говорилось в обращении областного УВД. Более того, правоохранители упрекнули болельщиков, что те устраивают протесты в тот момент, когда «любимая команда донбассовцев испытывает непростой период и как никогда нуждается в психологической поддержке».
«Истинное фанатское движение не терпит непостоянства и предательства, оно с командой в любой момент — и в радостях, и неудачах», — как выяснилось, в моральных ценностях ультрас милиционеры понимают получше самих ультрас.
…Пока суд да дело, администрация ФК «Шахтер» придумала еще один ответный ход — заменить грубых и невоспитанных фанатов на нежных барышень. На «Донбасс Арену» на матч с донецким «Металлургом» представительниц прекрасного пола будут пускать бесплатно — по некоторым данным, именно на фанатский сектор.
В этой истории много вопросов к донецкой милиции, чей послужной список в последнее время портится с пугающей быстротой. Только в этом году правоохранителей использовали в борьбе с:
— родителями, протестующими против закрытия школ (охрана «линеек» 1 сентября и профилактические беседы с особо упрямыми);
— жителями Донецка, пикетировавшими стройку корпорации Александра Януковича (организатора митингов сейчас судят по обвинению в вымогательстве);
— националистами, нарушившими запрет суда на массовые акции 24 августа (очень порадовала формулировка в админпротоколе «за незаконное празднование Дня независимости»).
Теперь — ультрас, идеально вписавшиеся в парадигму отношений милиции и общества. Создается впечатление, что на всякий случай и во избежание «орлы Могилева» ходят в гости ко всем, кто отклоняется от генеральной линии и выносит свое недовольство реалиями за пределы кухни…
Евгений Шибалов