Критическое мышление в эпоху информационных войн. И не только.

23 октября,  в Харькове,  при поддержке  ИЦ “Майдан Мониторинг”,  прошла очень познавательная лекция молодого харьковского философа Виктории Булавиной “Критическое мышление в эпоху информационных войн”.

Видео лекции читатель может посмотреть и сделать свои выводы.  Какие же выводы сделала для себя я, расскажу в двух словах.

В условиях обрушившейся как снежный ком на наши головы,  тщательно спланированной информационной войны,  к которой эти самые наши головы не были подготовлены в силу понятных причин, они (головы)  попадают в зону повышенного давления и не всегда способны критически подходить к обработке льющегося на них информационного потока.  Одни люди начинают отрицать все и вся, тем самым иногда принося вред внесением разброда и  излишних сомнений, а другие радужно воспринимают на веру получаемую информацию и,  сами того не понимая,  начинают играть в чужие игры,  тоже не принося пользу.  Наша психика оказалась не готовой к такому массированному вбросу и зачастую не справляется с положенной на нее функцией,  что приводит людей к различным когнитивным состояниям.

Вывод, к которому пришли участники встречи, напросился сам собой: мы не умеем критически оценивать происходящее, потому что в нашей системе образования попросту нет дисциплин (кроме как у студентов мат. факультетов),  которые могли бы нам в этом помочь.  Мы не умеем думать логически,  ведь многие фразы,  к примеру,  тех же интернет-троллей,  можно развенчать буквально с первых слов при элементарном логическом разборе!

Несколько лет назад из школьных программ исчез предмет  “Логика”.  Что мы имеем в результате?  Наши дети и так не особо утруждают себя логическими упражнениями, высокие технологии дали им возможность не напрягать свои извилины лишний раз. Как следствие – неумение мыслить критически и невозможность справится с искаженной информацией и отсюда дальнейшие расстройства психики в тех или иных формах.

Что же делать?  Первое -вернуть в школьные(дошкольные) программы предметы, развивающие логическое мышление. Сейчас существуют только платные кружки типа “Эврика” и подобные, на которые не все могут отдать ребенка , потому что не у каждого есть возможность в выходной день везти ребенка на другой конец города, чтобы он там немного поднапряг извилины. В старшую школу надо добавить предмет логики, как обязательный, адаптированный под возрастную группу, к примеру в виде дебатов. А в ВУЗы добавить дисциплины, развивающие критическое мышление. Это научит наших людей думать и думать наперед, просчитывать свои шаги и предугадывать их последствия.

А вот теперь я хочу заострить внимание на еще одной не менее важной грани, кроме умения мыслить правильно, составляющей гармонию успешного общества. Она как раз и предполагает думать о последствиях.  Это очень значимая сторона воспитания подрастающего поколения – развитие духовности. Для атеистов назову это ответственностью.

Итак, мой вывод таков: логическое (аналитическое) мышление + духовность. Это прям как коммунизм + электрификация для большевиков, ” хай їм грець”.  Разумный человек, обладающий глубокой духовностью, никогда не сделает ничего плохого ни близким,  ни окружающим,  ни стране,  ни мировому сообществу. Будь то Президент или врач, учитель или чиновник.

Таким образом, начинать надо с себя.  А,  в частности,  с воспитания и образования наших детей.  Это процесс не быстрый, но благодарный.  А другого пути попросту нет.  Ну, или я не вижу.

В общем, как говорил известный персонаж старого советского кинофильма: “Плохо мы еще воспитываем нашу молодежь, понимаешь.”

автор: Милена Ковальска

Повний запис ефіру