Михаил Буроменский: Россия и международное право: диагноз и методы лечения

Россия активно разрушает международное право, создавая свое собственное “параллельное международное право”. Саммит большой 20-ки превратил ее в 19-ку_ но проблему не решил.

Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией, подписанный в понедельник в Сочи лидерами двух стран, подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности. Согласно Договору, этот пункт предполагает, в частности, «создание Объединенной группировки войск Вооруженных Сил РФ и Вооруженных Сил Абхазии… и формирование органов управления Объединенной группировкой войск». Этот процесс должен быть завершен «не позднее одного года со дня вступления в силу договора».

«Если одна из Сторон подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой Договаривающейся Стороны», — отмечается в документе. В этом случае стороны предоставляют друг другу «необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций».

Россия продолжает создавать параллельное международное право, подписывая международные договоры с несуществующими для остального мира государствами. Ссылается в этих договорах на права по Уставу ООН, которые за такими “государствами” никто кроме России не признает. Россия продолжает политику де юре и де факто военных оккупаций и аннексий, нарушая важнейшие собственные обязательства по Уставу ООН, именно те обязательства, на которых держится весь мир после второй мировой войны. Россия переиначивает, а сказать точнее – перевирает, содержание и основных понятий международного права, искажает до неузнаваемости их предназначение в международном праве. Агрессию называют защитой русскоязычного населения. Оккупацию и аннексию – воссоединением соотечественников и вхождением в состав федерации. Территорию соседнего государства – своими исконными землями. Государственные границы – административными границами. Референдумом – непонятное действо на чужой территории под контролем российской армии. Операции собственной армии на территории другого государства – забавами своих военнослужащих в отпуске. Решения Европейского суда по правам человека, чью юрисдикцию Россия признала – вмешательством во внутренние дела государства. Россия за последнее время нарушила все основные принципы международного права, содержащиеся в Уставе ООН и в Хельсинском заключительном акте 1975 года и разрушила ООНовский политико-правовой механизм поддержания мира. Именно разрушила, а не подорвала доверие. В том виде, в котором он существует сегодня, Совет Безопасности ООН уже никогда работать не сможет.

Создание Россией собственного “международного права” одна из главных опасностей после второй мировой войны. С отрицания “буржуазного” международного права начинала Советская Россия, а затем СССР в межвоенный период. Этот эксперимент в истории СССР закончился его изгнанием из Лиги Наций и работой над ошибками. После второй мировой СССР никогда не ставил под сомнение ценность международного права и его пользу для самого себя, хотя и не особенно это право уважал. Цинизм в использовании Советским Союзом международного права всегда имел определенную границу. И этой границей были зоны влияния, о которых договорились в 1945-м. Ответный цинизм тоже сохранял рамки, что позволяло компромиссно развивать международное право. Фактическое отрицание Россией существующего международного права делает его механизмы крайне неэффективными, что в России прекрасно понимают и отдают отчет в своих действиях по его подрыву.

При этом Россия угрожает всему миру оружием за любые сомнения в признании за нею права захватывать территории других государств. Такие угрозы прозвучали по Крыму. Теперь угроза звучит в адрес “государства или группы государств” в российско-абхазском договоре. Очевидно стоит ожидать подобные недвусмысленные заявления по Приднестровью, Абхазии и, возможно, ЛНР и ДНР.

Становится совершенно очевидным, что традиционного политического решения конфликта России с миром так же не существует, как не существует его международно-правового решения. Россия готовится к очередной агрессивной войне. К шестой (!) агрессии за 23 года после развала СССР. Россия не готова к большим войнам, но вполне готова к локальным войнам рядом со своими границами, готова поддерживать такие войны в других странах. Ни экономическая разруха и санкции, ни людские жертвы, ни угрозы международному имиджу Россию не пугают. Наоборот, там уверены, что именно путем военного запугивания и провоцирования локальных войн Россия добьется уступок и мирового лидерства. Россия готовится не только к холодной войне.

Кризис может продлиться неопределенно долгое время – от года и более. Россия уже никогда не выйдет из этой войны такой , какой она была и есть. И точно так, как судьбы Германии начали решать в начале 1942, а не в 1945, судьбу России нужно начать решать сейчас. Россия должна быть разделена с учетом ее любимого принципа самоопределения. Опыт плебисцитов после первой мировой войны доказывает эффективность таких решений под международным контролем и гарантиями. Наиболее сложным является решение вопроса о ядерном оружии. Оно должно быть первоначально максимально локализовано и поставлено под международный контроль. Опыт принятия таких решений после распада СССР у мирового сообщества имеется. Демократизация новосозданных государств под жестким международным контролем с обязательной десоветизацией и депутинизацией (по примеру денацификации). Должно быть исключено повторение у России “версальского синдрома”. Временное установление международного контроля над российскими энергетическими ресурсами. Принятие решения о международной уголовной ответственности российского руководства за развязывание пяти агрессивных войн в конце 20-начале 21 века. Поскольку Международный уголовный суд не обладает юрисдикцией в отношении преступления агрессии, необходимо принятие специального решения. Государство-агрессор должно понести международно-правовую ответственность. Все сказанное находится в области международного права и может быть решено на основе международного права.

заведующий кафедрой международного права Национального юридического университета им Ярослава Мудрого, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор

Михаил Всеволодович Буроменский

Источник

Контроль якості інформації на сайті Майдан

Всі новини, статті та записки мають відповідати Інформаційній Політиці Майдану. Якщо ви бачите невідповідність - будь ласка повідомте нам на news@maidan.org.ua і вкажіть гіперлінк (URL) матеріалу. Приклад спростування інформації тут