антимонія - антиномія
03/13/2008 | stefan
антимонія
Антимонии разводить
http://www.otrezal.ru/catch-words/527.html
Занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, на
которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо не
менее скучно хвалить кого-то. Скорее всего странное слово происходит
от греческого "антифон" - заунывное церковное пение с бесконечными
повторами. То есть, первоначально разводили антифонии. Есть, впрочем,
и другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) -
алхимическое название сурьмы и её препаратов. Hаиболее известным
препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом.
В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине
антимоний. Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не
пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось
ровно сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был
самый долгий судебный процесс за всю историю человечества, и он
конечно достоин войти в поговорку. А чем на самом занимаются зануды:
разводят они бесконечную судебную тяжбу или гундосят церковные
песнопения - решать читателю.
"А! Hекогда мне тут с тобой антимонии разводить! Hекогда! - Гуляев
вдруг с силой толкнул Жорку локтем. - Поехали! Спишь? Гони, гони! Что
смотришь?" - Ю.Бондарев. "Батальоны просят огня".
-------------
Антиномия — (греч. anti - против и nomos - закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, т. е. противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов.
Понятие «антиномия» возникло в древнегреческой философии (Платон, Аристотель), хотя чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы некоторые семантические антиномии, например, «Лжец» (Евбулид из Милета). В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит: «Я лгу», или «То что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и, сказанное им, не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.
Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.
Сам термин "антиномия" был предложен Гоклениусом.
Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
1. Мир конечен – мир бесконечен.
2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого.
3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
4. Существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира.
Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка.
Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.
По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т.е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания.
Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».
Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.
Антиномии подразделяют на логические и семантические (См. Семантическая антиномиия, Парадокс).
Антиномии возникают не вследствии субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания.
Библиография
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
Ссылки
* ЭСБЕ:Антиномия
* А. А. Ивин. ЛОГИКА. Учебное пособие
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
антиномія -ї, , Суперечність між двома твердженнями, що взаємно виключають одне одне, але кожне з яких однаковою мірою логічно довідне в даній системі.
*******
Що зарактерно: слово
антиномія вживається
досить рідко в повсякденній мові, тоді як слово антимонія вживається дуже часто.
===
Джерело: АВВYY Lingvo 12.
Антимонии разводить
http://www.otrezal.ru/catch-words/527.html
Занудничать, долго, с бесконечными повторами заниматься делом, на
которое и пары минут потратить жалко, тягомотно читать нотации либо не
менее скучно хвалить кого-то. Скорее всего странное слово происходит
от греческого "антифон" - заунывное церковное пение с бесконечными
повторами. То есть, первоначально разводили антифонии. Есть, впрочем,
и другое объяснение. Антимоний (буквально: средство против монахов) -
алхимическое название сурьмы и её препаратов. Hаиболее известным
препаратом сурьмы было рвотное вино, введённое в практику Парацельсом.
В 1556 году Парижский парламент запретил использовать в медицине
антимоний. Французские аптекари, торговавшие рвотным вином, не
пожелали терпеть убытков и подали в суд. Дело об антимонии тянулось
ровно сто лет и закончилось в 1656 году победой аптекарей. Это был
самый долгий судебный процесс за всю историю человечества, и он
конечно достоин войти в поговорку. А чем на самом занимаются зануды:
разводят они бесконечную судебную тяжбу или гундосят церковные
песнопения - решать читателю.
"А! Hекогда мне тут с тобой антимонии разводить! Hекогда! - Гуляев
вдруг с силой толкнул Жорку локтем. - Поехали! Спишь? Гони, гони! Что
смотришь?" - Ю.Бондарев. "Батальоны просят огня".
-------------
Антиномия — (греч. anti - против и nomos - закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, т. е. противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов.
Понятие «антиномия» возникло в древнегреческой философии (Платон, Аристотель), хотя чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы некоторые семантические антиномии, например, «Лжец» (Евбулид из Милета). В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит: «Я лгу», или «То что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду и, сказанное им, не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдет решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.
Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.
Сам термин "антиномия" был предложен Гоклениусом.
Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
1. Мир конечен – мир бесконечен.
2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого.
3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность.
4. Существует первопричина мира (Бог) - не существует первопричины мира.
Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка.
Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.
По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т.е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания.
Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».
Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.
Антиномии подразделяют на логические и семантические (См. Семантическая антиномиия, Парадокс).
Антиномии возникают не вследствии субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания.
Библиография
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
Ссылки
* ЭСБЕ:Антиномия
* А. А. Ивин. ЛОГИКА. Учебное пособие
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
антиномія -ї, , Суперечність між двома твердженнями, що взаємно виключають одне одне, але кожне з яких однаковою мірою логічно довідне в даній системі.
*******
Що зарактерно: слово
антиномія вживається
досить рідко в повсякденній мові, тоді як слово антимонія вживається дуже часто.
===
Джерело: АВВYY Lingvo 12.