Фандрéйзинг
05/19/2009 | stryjko_bojko
Когда фандрейзинг больше, чем фандрейзинг
Директор ДГБФ «Доброта», к.м.н. Рогалин Я.Ф.
Как уже упоминалось ранее, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.
Нелишне будет напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов, за исключением, разумеется, насильственных, коим грешат разбойнички и государство.
Виды ресурсов довольно различны:
1. человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);
2. информационно-методические (знания, навыки, технологии);
3. материальные (товарные);
4. услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);
5. финансовые, за которые, собственно, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах.
Источники ресурсов можно разделить по:
1. типу их владельца (собственные или чужие);
2. характеру собственности (личные, коллективные, корпоративные, общенациональные, общечеловеческие в т.ч. «неприватизированная природа»);
3. отношению к самой организации («ближний круг» — члены самой организации, их родные и близкие и «дальний круг» — другие субъекты, имеющие отношение к виду или территории деятельности организации);
4. территориальному признаку (дом, улица, район, поселок, город, область и т.д.).
Не менее разнообразны методы мобилизации средств:
1. безвозвратная помощь во всех её разновидностях (дарение, пожертвование, членские взносы, международная техническая и гуманитарная помощь);
2. безоплатное предоставление товаров и услуг (ответственное хранение, безвозмездное использование имущества и др.);
3. возвратная финансовая помощь (кредиты, займы, ендавмент);
4. пассивные доходы (страхование, роялти, банковский депозит и товарный кредит);
5. собственная прибыльная деятельность (операции с ценными бумагами, продажа произведенных или покупных товаров, предоставление платных услуг с или без организации дочерних коммерческих структур и т.п.).
К тому же каждый из названных методов мобилизации средств может быть использован с помощью еще более разнообразных способов, приемов и множества ухищрений.
Ну что, утомил классификациями? Между тем, это лишь заведомо неполный обобщенный и сокращенный мной (в попытке придать всему этому хоть какую-то стройность и логический смысл) вариант литературного обзора на тему диверсификации источников, видов и методов привлечения ресурсов для жизнедеятельности НГО/НПО. Стремящемуся преуспеть в устойчиво успешном фандрейзинге придется проявить энциклопедичность познаний и незаурядную практическую разносторонность — что-то навроде Фигаро с его девизом «знанием и умением, сноровкой и терпением». Впрочем, на первых порах достаточно накрепко запомнить, что фандрейзинг всего лишь способ преумножения уже имеющихся у организации ресурсов. Элементарная арифметика учит, что для того, чтобы множитель привел к не нулевому результату, надобно, чтобы множимое (читай — исходный уровень профессионализма организации в менеджменте, маркетинге, PR, и мн. др.) не было равно нулю. И наоборот — чем больше от нуля будет отличаться множитель (читай — фандрейзинговые технологии), тем более весомые ресурсы удастся заполучить. Короче, почти по евангельски «кто щедро сеет, тот щедро пожнет». Жалеть силы и средства на фандрейзинг значит обречь организацию на стагнацию.
Если у читателя еще не остыло святое любопытство на пути к глубокому пониманию фандрейзинга, предлагаю (учитывая явное преобладание среди подписчиков «Перехрестя» функционеров именно неприбыльных организаций, которые, как правило, чураются коммерческой деятельности) более детально изучить источники, виды и методы привлечения благотворительных ресурсов.
Симфония фандрейзинга и филантропии
Симфонія (грец. symphonia — співзвучність) — перен. гармонійне сполучення, поєднання чого-небудь
(Словник іншомовних слів).
Говоря о привлечении филантропических ресурсов, следует понимать, что соискатель пытается убедить потенциального донора сделать пожертвование на поддержку общественно полезной деятельности, а не на саму организацию. Таким образом создаются партнерские отношения донор-реципиент, альтруизм которых ограничен субъективным представлением доноров о правилах делания добра в данный отрезок времени на конкретно взятой территории и сопутствующих иных уже небескорыстных интересов. Со стороны реципиента предполагается добросовестность и реалистичность в избранной общественно полезной деятельности.
Причем, здесь все тот же принцип — успех, прежде всего, ожидает тех, кто уже на деле явил своей практической работой примеры этой самой общественной полезности. Убедительные заверения-обещания быть очень хорошими и полезными, а также исполнение отрывка из арии дона Базилио «дайте мне только денег, а я все устрою» не пользуются популярностью особенно в постсоветских громадах, имеющий богатый и все возобновляемый негативный опыт доверия посулам. Правда есть множество частных примеров, когда этот самый благотворительный ресурс в виде гранта удавалось получать под завирательные идеи, но и здесь требуется известная маститость как в написании заявки-проекта, так и в отчетах и имитации общественно полезной деятельности.
Вообще в оценке этой самой общественно полезной деятельности очень много субъективного, а законодатель до сих пор не удосужился дать ему юридически стройное определение. Впрочем, отсутствие исчерпывающе четкого определения можно рассматривать и как благо, поскольку позволяет опираться на здравый смысл и этику. В любом случае прагматичным содержанием партнерства донор-реципиент является взаимное удовлетворение потребностей: НГО/НПО — в необходимых для функционирования ресурсах, донора — в ощущении причастности к благотворительности. Единственным отличием неприбыльной общественно полезной деятельности от заурядного бизнеса (который тоже, как правило, небесполезен для общества) является то, что целью ее является не извлечение выгоды для учредителей НГО/НПО, а творение добра, т.е. ФИЛАНТРОПИЯ.
Анализируя высказывания ожиданий неофитов от фандрейзинга, неизбежно приходишь к выводу о почти поголовном довольно наивном стремлении по быстрому поднатореть в «сравнительно честных» приемчиках извлечения благотворительных ресурсов из карманов отечественных и зарубежных субъектов (юридических и физических лиц). К великому сожалению, на путь удовлетворения этой примитивной потребности становятся многие авторитетные тренеры и даже целые организации. Уже реализуются проекты (с многотысячным бюджетом!) по обучению «искусству и науке привлечения средств» для всех желающих.
Мне приходилось знакомиться с организаторами и продукцией таких заводиков по производству одноразовых фандрейзеров. Впечатление жалкое и печальное. Очень может быть, что кто-нибудь когда-нибудь кому-нибудь из этой ватаги фандрейзеров-недоучек и пожертвует. Но только однажды! Не беда, что при повторных обращениях их, очень может быть, будут просто бить. Беда в том, что раз обжегшись о такого лихого фандрейзера, благотворитель очень надолго, если не навсегда, теряет вкус и желание к участию в общественной благотворительности.
Закономерно напрашивается вывод о том, что не только учить фандрейзингу может далеко не любой, нахватавшийся книжных знаний и (или) обладатель собственного результативного опыта охоты за грантами. Рискну утверждать, что совсем не любого следует этому и учить. Речь идет, разумеется, не о буквальном лицензировании этой деятельности и законодательного ограничения доступа к знаниям такого рода. Уверен, однако, что в деле преподавания, изучения и осуществления фандрейзинга совершенно невозможно обойтись без корпоративной этики.
Если попробовать в одном предложении выразить важнейший этический принцип фандрейзинга, то я бы сформулировал следующим образом — «если имеешь нахальство обращаться к кому-либо за благотворительной поддержкой своего дела, имей совесть быть открытым, прозрачным, благодарным и отчитывайся, отчитывайся, отчитывайся за каждую копейку». Вообще, «гамбургский счет» абсолютно по всем ключевым вопросам развития и самоочищения Третьего сектора — назревшая и, даже, перезревшая необходимость.
Явно ощущаются завышенные ожидания к фандрейзингу как к таинственно-чудесному средству, позволяющему добиться вожделенных благотворительных ресурсов. Но фандрейзинг не каббала, и не гипноз, и не магнетизм и не каскад факирских приемов. Тот набор брутальных отмычек (высокопарно именуемых фандрейзинговым инструментарием) к сердцам, душам и умам потенциальных благотворителей, которым вооружают своих учеников мастера из «школ фандрейзинга» по большей части либо никуда не годны, либо пользоваться ими толком не обучили. С точки зрения устойчиво успешного фандрейзинга куда важнее понять фундаментальную связь фандрейзинга с культивированием филантропии.
Наш Фонд накопил по оценке отечественных и зарубежных специалистов едва ли не самый большой опыт по инициации и мобилизации добровольных безвозмездных ресурсов на общественно-полезную деятельность в постсоветской громаде. Анализ успехов и неудач на этом поприще дает право утверждать, что фандрейзинговая деятельность затруднена типичными для стран — наследников СССР объективными обстоятельствами (экономический кризис, несовершенство законодательства, относительно малочисленный средний класс и т.п.), на которые НГО/НПО непосредственным образом и быстро повлиять не могут. Вместе с тем, есть целый ряд не менее существенных проблем субъективного характера, на которые можно и должно продуктивно воздействовать:
* патернализм, пессимизм, пассивность и выраженное взаимное недоверие населения, его организаций и объединений;
* незнание и (или) недооценка роли общественной филантропии в решении социальных проблем и развитии гражданского общества;
* отсутствие традиций и цивилизованных механизмов добровольного участия жителей в решении насущных проблем территориального сообщества;
* недобросовестная конкуренция со стороны других субъектов, занимающихся локальным фандрейзингом (органы местного самоуправления, государственные учреждения-реципиенты, общественные организации-реципиенты, отдельные семьи и частные лица-реципиенты);
* недостаточная поддержка культивирования общественной филантропии со стороны международных организаций и местных СМИ.
Перечисленное требует комплексных мероприятий по возрождению и развитию общественной филантропии в постсоветских территориальных сообществах. Скепсис и манкирование по отношению к значимости филантропии почти всегда зиждется на элементарном невежестве. Досадно, но факт, что даже представители форпостов мировой демократии в Украине находятся в плену устаревших представлений и недооценки филантропии как фундаментальной составляющей гражданского общества. Вероятно, родившись и прожив существенную часть сознательной жизнь у себя на родине в атмосфере высокой филантропической культуры и тяготением к волонтерству, они попросту забыли о её чрезвычайной важности, как забывает в повседневности человек о необходимости атмосферного воздуха или земного притяжения.
Весь наш успешный и неуспешный опыт локального фандрейзинга (привлечения благотворительных ресурсов от громады) прямо связан с успешным или неуспешным опытом возрождения и развития филантропии. Более того, считаю общественную филантропию — ресурсно-идеологическими корнями гражданского общества. Поэтому, говоря о фандрейзинге, вынужден хотя бы бегло, но остановиться на основных понятиях филантропии.
Cкориговано 22.05.2009. 05:00.
Директор ДГБФ «Доброта», к.м.н. Рогалин Я.Ф.
Как уже упоминалось ранее, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.
Нелишне будет напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов, за исключением, разумеется, насильственных, коим грешат разбойнички и государство.
Виды ресурсов довольно различны:
1. человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);
2. информационно-методические (знания, навыки, технологии);
3. материальные (товарные);
4. услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);
5. финансовые, за которые, собственно, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах.
Источники ресурсов можно разделить по:
1. типу их владельца (собственные или чужие);
2. характеру собственности (личные, коллективные, корпоративные, общенациональные, общечеловеческие в т.ч. «неприватизированная природа»);
3. отношению к самой организации («ближний круг» — члены самой организации, их родные и близкие и «дальний круг» — другие субъекты, имеющие отношение к виду или территории деятельности организации);
4. территориальному признаку (дом, улица, район, поселок, город, область и т.д.).
Не менее разнообразны методы мобилизации средств:
1. безвозвратная помощь во всех её разновидностях (дарение, пожертвование, членские взносы, международная техническая и гуманитарная помощь);
2. безоплатное предоставление товаров и услуг (ответственное хранение, безвозмездное использование имущества и др.);
3. возвратная финансовая помощь (кредиты, займы, ендавмент);
4. пассивные доходы (страхование, роялти, банковский депозит и товарный кредит);
5. собственная прибыльная деятельность (операции с ценными бумагами, продажа произведенных или покупных товаров, предоставление платных услуг с или без организации дочерних коммерческих структур и т.п.).
К тому же каждый из названных методов мобилизации средств может быть использован с помощью еще более разнообразных способов, приемов и множества ухищрений.
Ну что, утомил классификациями? Между тем, это лишь заведомо неполный обобщенный и сокращенный мной (в попытке придать всему этому хоть какую-то стройность и логический смысл) вариант литературного обзора на тему диверсификации источников, видов и методов привлечения ресурсов для жизнедеятельности НГО/НПО. Стремящемуся преуспеть в устойчиво успешном фандрейзинге придется проявить энциклопедичность познаний и незаурядную практическую разносторонность — что-то навроде Фигаро с его девизом «знанием и умением, сноровкой и терпением». Впрочем, на первых порах достаточно накрепко запомнить, что фандрейзинг всего лишь способ преумножения уже имеющихся у организации ресурсов. Элементарная арифметика учит, что для того, чтобы множитель привел к не нулевому результату, надобно, чтобы множимое (читай — исходный уровень профессионализма организации в менеджменте, маркетинге, PR, и мн. др.) не было равно нулю. И наоборот — чем больше от нуля будет отличаться множитель (читай — фандрейзинговые технологии), тем более весомые ресурсы удастся заполучить. Короче, почти по евангельски «кто щедро сеет, тот щедро пожнет». Жалеть силы и средства на фандрейзинг значит обречь организацию на стагнацию.
Если у читателя еще не остыло святое любопытство на пути к глубокому пониманию фандрейзинга, предлагаю (учитывая явное преобладание среди подписчиков «Перехрестя» функционеров именно неприбыльных организаций, которые, как правило, чураются коммерческой деятельности) более детально изучить источники, виды и методы привлечения благотворительных ресурсов.
Симфония фандрейзинга и филантропии
Симфонія (грец. symphonia — співзвучність) — перен. гармонійне сполучення, поєднання чого-небудь
(Словник іншомовних слів).
Говоря о привлечении филантропических ресурсов, следует понимать, что соискатель пытается убедить потенциального донора сделать пожертвование на поддержку общественно полезной деятельности, а не на саму организацию. Таким образом создаются партнерские отношения донор-реципиент, альтруизм которых ограничен субъективным представлением доноров о правилах делания добра в данный отрезок времени на конкретно взятой территории и сопутствующих иных уже небескорыстных интересов. Со стороны реципиента предполагается добросовестность и реалистичность в избранной общественно полезной деятельности.
Причем, здесь все тот же принцип — успех, прежде всего, ожидает тех, кто уже на деле явил своей практической работой примеры этой самой общественной полезности. Убедительные заверения-обещания быть очень хорошими и полезными, а также исполнение отрывка из арии дона Базилио «дайте мне только денег, а я все устрою» не пользуются популярностью особенно в постсоветских громадах, имеющий богатый и все возобновляемый негативный опыт доверия посулам. Правда есть множество частных примеров, когда этот самый благотворительный ресурс в виде гранта удавалось получать под завирательные идеи, но и здесь требуется известная маститость как в написании заявки-проекта, так и в отчетах и имитации общественно полезной деятельности.
Вообще в оценке этой самой общественно полезной деятельности очень много субъективного, а законодатель до сих пор не удосужился дать ему юридически стройное определение. Впрочем, отсутствие исчерпывающе четкого определения можно рассматривать и как благо, поскольку позволяет опираться на здравый смысл и этику. В любом случае прагматичным содержанием партнерства донор-реципиент является взаимное удовлетворение потребностей: НГО/НПО — в необходимых для функционирования ресурсах, донора — в ощущении причастности к благотворительности. Единственным отличием неприбыльной общественно полезной деятельности от заурядного бизнеса (который тоже, как правило, небесполезен для общества) является то, что целью ее является не извлечение выгоды для учредителей НГО/НПО, а творение добра, т.е. ФИЛАНТРОПИЯ.
Анализируя высказывания ожиданий неофитов от фандрейзинга, неизбежно приходишь к выводу о почти поголовном довольно наивном стремлении по быстрому поднатореть в «сравнительно честных» приемчиках извлечения благотворительных ресурсов из карманов отечественных и зарубежных субъектов (юридических и физических лиц). К великому сожалению, на путь удовлетворения этой примитивной потребности становятся многие авторитетные тренеры и даже целые организации. Уже реализуются проекты (с многотысячным бюджетом!) по обучению «искусству и науке привлечения средств» для всех желающих.
Мне приходилось знакомиться с организаторами и продукцией таких заводиков по производству одноразовых фандрейзеров. Впечатление жалкое и печальное. Очень может быть, что кто-нибудь когда-нибудь кому-нибудь из этой ватаги фандрейзеров-недоучек и пожертвует. Но только однажды! Не беда, что при повторных обращениях их, очень может быть, будут просто бить. Беда в том, что раз обжегшись о такого лихого фандрейзера, благотворитель очень надолго, если не навсегда, теряет вкус и желание к участию в общественной благотворительности.
Закономерно напрашивается вывод о том, что не только учить фандрейзингу может далеко не любой, нахватавшийся книжных знаний и (или) обладатель собственного результативного опыта охоты за грантами. Рискну утверждать, что совсем не любого следует этому и учить. Речь идет, разумеется, не о буквальном лицензировании этой деятельности и законодательного ограничения доступа к знаниям такого рода. Уверен, однако, что в деле преподавания, изучения и осуществления фандрейзинга совершенно невозможно обойтись без корпоративной этики.
Если попробовать в одном предложении выразить важнейший этический принцип фандрейзинга, то я бы сформулировал следующим образом — «если имеешь нахальство обращаться к кому-либо за благотворительной поддержкой своего дела, имей совесть быть открытым, прозрачным, благодарным и отчитывайся, отчитывайся, отчитывайся за каждую копейку». Вообще, «гамбургский счет» абсолютно по всем ключевым вопросам развития и самоочищения Третьего сектора — назревшая и, даже, перезревшая необходимость.
Явно ощущаются завышенные ожидания к фандрейзингу как к таинственно-чудесному средству, позволяющему добиться вожделенных благотворительных ресурсов. Но фандрейзинг не каббала, и не гипноз, и не магнетизм и не каскад факирских приемов. Тот набор брутальных отмычек (высокопарно именуемых фандрейзинговым инструментарием) к сердцам, душам и умам потенциальных благотворителей, которым вооружают своих учеников мастера из «школ фандрейзинга» по большей части либо никуда не годны, либо пользоваться ими толком не обучили. С точки зрения устойчиво успешного фандрейзинга куда важнее понять фундаментальную связь фандрейзинга с культивированием филантропии.
Наш Фонд накопил по оценке отечественных и зарубежных специалистов едва ли не самый большой опыт по инициации и мобилизации добровольных безвозмездных ресурсов на общественно-полезную деятельность в постсоветской громаде. Анализ успехов и неудач на этом поприще дает право утверждать, что фандрейзинговая деятельность затруднена типичными для стран — наследников СССР объективными обстоятельствами (экономический кризис, несовершенство законодательства, относительно малочисленный средний класс и т.п.), на которые НГО/НПО непосредственным образом и быстро повлиять не могут. Вместе с тем, есть целый ряд не менее существенных проблем субъективного характера, на которые можно и должно продуктивно воздействовать:
* патернализм, пессимизм, пассивность и выраженное взаимное недоверие населения, его организаций и объединений;
* незнание и (или) недооценка роли общественной филантропии в решении социальных проблем и развитии гражданского общества;
* отсутствие традиций и цивилизованных механизмов добровольного участия жителей в решении насущных проблем территориального сообщества;
* недобросовестная конкуренция со стороны других субъектов, занимающихся локальным фандрейзингом (органы местного самоуправления, государственные учреждения-реципиенты, общественные организации-реципиенты, отдельные семьи и частные лица-реципиенты);
* недостаточная поддержка культивирования общественной филантропии со стороны международных организаций и местных СМИ.
Перечисленное требует комплексных мероприятий по возрождению и развитию общественной филантропии в постсоветских территориальных сообществах. Скепсис и манкирование по отношению к значимости филантропии почти всегда зиждется на элементарном невежестве. Досадно, но факт, что даже представители форпостов мировой демократии в Украине находятся в плену устаревших представлений и недооценки филантропии как фундаментальной составляющей гражданского общества. Вероятно, родившись и прожив существенную часть сознательной жизнь у себя на родине в атмосфере высокой филантропической культуры и тяготением к волонтерству, они попросту забыли о её чрезвычайной важности, как забывает в повседневности человек о необходимости атмосферного воздуха или земного притяжения.
Весь наш успешный и неуспешный опыт локального фандрейзинга (привлечения благотворительных ресурсов от громады) прямо связан с успешным или неуспешным опытом возрождения и развития филантропии. Более того, считаю общественную филантропию — ресурсно-идеологическими корнями гражданского общества. Поэтому, говоря о фандрейзинге, вынужден хотя бы бегло, но остановиться на основных понятиях филантропии.
Cкориговано 22.05.2009. 05:00.
Відповіді
2009.05.19 | stryjko_bojko
Re: Фандре́йзинг
Фандре́йзинг (англ. Fundraising) - процес залучення грошових коштів та інших ресурсів організацією (переважно некомерційної) з метою реалізації певного соціального проекту. Кошти можуть надходити від приватних осіб, комерційних організацій, фондів, урядових організацій.Організація фандрайзинга передбачає пошук потенційних джерел фінансування, обгрунтування потреби в коштах і зв'язок з інтересами фінансових донорів, формування, підтримка і розвиток зв'язків з фінансовими донорами, формування громадської думки на користь підтримки діяльності організації.
Вікіпедія(рос).
--------------------------------
fund-raising [] ; = fundraising сбор денег (на благотворительные нужды) fund-raising сбор средств, мобилизация капитала, поиск финансирования, фандрайзинг (сбор денежных средств для благотворительных, политических и иных организаций, а также для осуществления конкретного общественного или частного проекта, напр., строительство больницы, памятника)
Syn: raising of funds , fundraising , fund raising See: fund-raising campaign , fund-raiser
ABBYY Lingvo 12
Cкориговано 22.05.2009. 05:00.
2009.05.20 | Георгій
Ні, трeба вимовляти дійcно "фандрЕйзінг"
Fundraising - читається "фандрЕйзінг") - цe збирання грошeй, або нарощування грошeй (від "raise" - виростити, як от виростити дитину (to raise a child))."ФандрАізінг" англ. буквами записалося б "fundrising" і означало б щось такe, що англомовній людині взагалі нeзрозуміло. To rise означає фізично встати, підвeстися (наприклад, з ліжка чи стільця). Cуддя під час судового процeсу, коли виголошуєтьстя вирок, кажe підсудному, "Let the defendant please rise." Іноді використовується в пeрeносному сeнсі, наприклад, "the Klan shall rise again." Алe про гроші такe сказати нe можна, гроші нe "встають."
2009.05.21 | zаброда
Ім можна, а нам ніззя?
The English word sabre derives from the French sabre, which comes in turn from the Magyar Szablya and Polish Szabla, originally a Hungarian/Magyar verb for "to cut down". It is akin to the Russian sablya (!?)[удівлєніє майо - Z], and describes a similar weapon, but the exact relationship is obscure.Хай оно вони навчаться, як і що вимовляти, а відтак і ми - помаленьки... Дивіте-но ся, як вони нашого (?) козака перекрутили, иродові діти!
Хоча фандрейзинг (якщо вже немає запашнішого вкраїнського слівця) ще можна встигнути вилікувати...!
2009.05.21 | Сергій Вакуленко
Канючинґ
zаброда пише:> фандрейзинг (якщо вже немає запашнішого вкраїнського слівця)
2009.05.21 | Георгій
YES!
2009.05.26 | hrushka
Чим більш звичайно тим краще ...
По моєму "fundraising" було`б "грошизбір" на якунебудь мету ...2009.05.26 | Сергій Вакуленко
Тоді нехай буде "многоканючинґ"
2009.05.30 | hrushka
Re: Тоді нехай буде "многоканючинґ"
`много` має своє значінняоднак звідки взялось `канючинґ`?
2009.05.30 | Сергій Вакуленко
Re: Тоді нехай буде "многоканючинґ"
http://www.slovnyk.net/?swrd=%EA%E0%ED%FE%F7%E8%F2%E8